Accessibility links

Формула успеха: жестко давить, используя "мягкую силу"


При нынешнем президенте Армении удалось сохранить равновесные отношения и с Россией, и с Западом
При нынешнем президенте Армении удалось сохранить равновесные отношения и с Россией, и с Западом
ВАШИНГТОН---Под занавес уходящего года в Армении стартовала президентская избирательная кампания. 25 декабря начался процесс выдвижения кандидатов. Будут ли предстоящие выборы конкурентными? Стоит ли ожидать сюрпризов и неожиданностей? И какое значение окажет президентская кампания в Армении на общую ситуацию на Южном Кавказе?

Новый год станет для Южного Кавказа годом президентских выборов. Избирательные кампании предстоят всем трем республикам региона. Первой в предвыборную страду включается Армения, где голосование пройдет уже чуть меньше чем через два месяца.

Предстоящие выборы имеют, прежде всего, символическое значение. Во-первых, как бы ни проходила нынешняя избирательная гонка, ее неизбежно будут сравнивать с предыдущей кампанией. В 2008 году процедура перехода власти от Роберта Кочаряна к ныне действующему президенту Сержу Саркисяну была омрачена противостоянием между властью и оппозицией, в результате которого трагически погибло 10 человек (8 из них были гражданскими лицами). Таким образом, для политического класса Армении, вне зависимости от взглядов тех или иных его представителей, важно показать избирателям: уроки из той трагедии извлечены, и гражданское противостояние не повторится. В мае нынешнего года в ходе парламентских выборов уже было продемонстрировано умение избегать лобовых атак и открытой конфронтации. Президентская кампания должна закрепить этот тренд.

Формула успеха: жестко давить, используя "мягкую силу"
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:05 0:00
Скачать

Во-вторых, для Сержа Саргсяна выборы 2013 года пройдут в ином статусе. За кресло президента он будет бороться не в качестве преемника, а в качестве действующего главы государства, успевшего за четыре года доказать и соратникам, и оппонентам, что он обладает серьезным потенциалом для навязывания своей линии поведения. Без излишних спецэффектов и эмоций. Саргсяну удалось не допустить серьезных ошибок во внешней политике, хотя с началом его президентского срока лидера Армении жестко критиковали за форсированную нормализацию отношений с Анкарой. Но глава республики не перешел "красные линии", отделяющие компромиссы от односторонних уступок. При этом ему удалось сохранить равновесные отношения и с Россией, и с Западом. На американском и европейском направлениях, несмотря на "тень 2008 года", Саргсяну даже удалось продвинуться вперед по сравнению с предшественником, на которого Вашингтон и Брюссель смотрели с явным подозрением и неудовольствием, в особенности после выборов 2003 года.

Что же касается внутренней ситуации, то на вторую часть президентской легислатуры нынешнего лидера Армении пришелся спад оппозиционной активности. В этом, впрочем, нет исключительной заслуги Саргсяна. Сама оппозиция не смогла выдвинуть ни новых идей, ни принципиально новых лидеров. Ставка на массовые акции себя не оправдала, а реального эффективного партийного строительства оппозиционеры не провели. И, понятное дело, разные "колонны" противников власти не смогли найти между собой общий язык, облегчив правящей бюрократии работу. Как бы то ни было, а президент Армении показал готовность не только к тому, чтобы жестко давить на своих оппонентов, но и использовать "мягкую силу". В итоге, главный возмутитель спокойствия четырехлетней давности Левон Тер-Петросян в выборах-2013 участия не примет. Дважды войти в одну и ту же реку у первого президента Армении не получилось. Впрочем, и река за долгие годы сильно изменилась. Одно дело – вести борьбу против союзного центра, разыгрывая карту национально-освободительной кампании, и совсем другое – конкурировать за кресло главы государства в условиях национальной независимости.

Второй, не менее важный сюжет внутриполитической повестки дня, выделяющий Армению среди других кавказских республик, – это наличие нескольких "партий власти". И после парламентских выборов долгое время основной интригой было не столько участие лидеров оппозиции в предстоящей президентской кампании, сколько возможное выдвижение представителя второй "партии власти" "Процветающей Армении" в качестве самостоятельного кандидата. В декабре нынешнего года данный вопрос был снят с повестки дня. Лидер "Процветающей Армении" Гагик Царукян отказался от участия в кампании, а сама партия заявила о том, что не поддержит ни одного из претендентов. Для республиканцев и их выдвиженца Сержа Саргсяна это равнозначно пассивной поддержке, что демонстрирует умение действующего главы государства договариваться с представителями разных групп интересов и влияния внутри элиты.

Таким образом, предстоящие выборы по сравнению с предыдущей кампанией будут в намного меньшей степени конкурентными. Есть большие сомнения в том, что оппоненты действующего президента смогут за оставшееся время предложить принципиально новую повестку дня во внутренней и во внешней политике. Это, однако, не означает того, что интриги в выборах не будет. Просто эта интрига будет не столько в публичной политике, сколько в административно-бюрократической сфере. О ее результатах мы сможем судить по кадровым передвижениям, которые, скорее всего, состоятся весной будущего года. Но до этого власти нужно не совершить фатальных ошибок, поддавшись "головокружению от успехов". Такой соблазн очень велик, поскольку главные возмутители спокойствия последних лет решили отойти в сторону.
XS
SM
MD
LG