Разумеется, главной темой дня сегодня является праздник Рождества Христова. Православные христиане Грузинской, Русской, Сербской и Иерусалимской церквей, а также афонские монахи отмечают этот день по юлианскому календарю или, как еще говорят, – по старому стилю. Остальные православные церкви празднуют Рождество по новому календарю, но не по григорианскому, как остальные христиане, а по новоюлианскому, который будет совпадать с григорианским до 2800 года. Как получилось, что даже в рамках православия нет единства относительно даты Рождества? Этот вопрос я адресую теологу Левану Абашидзе, который сейчас на прямой связи с нашей студией.
Дэмис Поландов: Леван, добрый вечер! С праздником вас!
Леван Абашидзе: Добрый вечер! И вас так же!
Дэмис Поландов: Вы могли бы рассказать, как, вообще, получилось, что православные христиане празднуют Рождество в разные дни?
Леван Абашидзе: Как известно, переход на григорианский стиль, на новый календарь, был осуществлен в конце XVI века при папе Григории XIII, и после этого постепенно разные конфессии, сначала протестантские, перешли на этот новый стиль, потому что накопилась ошибка в юлианском календаре в 10 дней. Сегодня эта ошибка составляет 13 дней, т.е. по юлианскому календарю, например, весеннее равноденствие наступает не 21-го числа, а 8 марта, и этот вопрос стоял и в восточной православной церкви. Решение было принято в 1923 году, и это время было очень неудачным, потому что хотя и Русская, и Грузинская православные церкви приняли новый календарь, но народ не принял. Это было сложное время, когда большевики пришли к власти. Как мы знаем, в 1917-м году они поменяли гражданский календарь. В общем, народ этого не принял, поэтому получается так, что сегодня часть православных празднует Рождество по новому стилю. Вы правильно сказали, что новоюлианский календарь практически совпадает с григорианским, и в последующие 800 лет будет совпадать, так что никакой разницы нет, и реальность заключается в том, что, к сожалению, у нас в этом вопросе нет единства. Единство есть в праздновании Пасхи, потому что это очень важно для нас и нашей церкви. Поэтому все празднуют Пасху и соответствующие праздники, которые меняются, т.е. не привязаны к Пасхе, по старому стилю.
Дэмис Поландов: Леван, скажите, пожалуйста, насколько я понимаю, дата празднования Рождества не является вопросом веры, т.е. православные церкви стараются как-то не акцентировать внимание, и это не такое противоречие, которое затрагивало бы каноны.
Леван Абашидзе: Скажем так, это не вопрос догматики, т.е. это не вопросы веры. Речь идет о церковном календарном круге, т.е. как мы празднуем все наши праздники. И вопрос о том, какой календарь для церкви лучше, очень живо обсуждается. Я тоже в курсе дела, потому что по образованию я физик, и я понимаю более или менее астрономию, и теологию, поэтому вопрос очень интересный, но большинство согласны с тем, что это не догматический вопрос. Я сам склоняюсь к тому, что лучше, если бы все перешли на новый календарь, и все праздники, в том числе и Пасху, отмечали по новому календарю, как это было в решении 1923-го года.
Дэмис Поландов: Леван, а в Грузинской церкви этот вопрос каким-то образом поднимается?
Леван Абашидзе: Поднимается, но та часть церкви, которая очень консервативна, как правило, довольно рьяно защищает юлианский календарь. Говорят, что это правильно, это более традиционно и т.д. Но я считаю, что более традиционно для церкви следовать именно гражданскому календарю, т.е. когда церковь приняла окончательно календарь, она приняла именно тот календарь, который был в государстве, который был гражданским календарем, и все свои праздники построила по этому календарю. Сегодня это создает большие неудобства. Например, православные в Грузии и в России говорят, что наше Рождество 7-го января, что на самом деле нонсенс, и говорит о том, что в головах у нас два календаря. Надо говорить, что наше Рождество 25-го декабря, но по юлианскому календарю.
Дэмис Поландов: Леван, но греческие старостильники появились тоже в результате этого спора?
Леван Абашидзе: Да, конечно. Вообще в православной церкви, нужно сказать, любая реформа – правильная или неправильная, хорошая или плохая, – порождает раскольников, скажем, как в России, где было старообрядчество. Это такой тип старообрядчества – старостильники, те, кто считают, что переход на новый календарь это погибель для церкви, и мы должны придержтваться старого календаря. К сожалению, и в Грузии, и в России, и в Сербии могут появиться старостильники, которые отколются от церкви и будут придерживаться старого стиля.
Дэмис Поландов: Леван, ну а сама дата 25 декабря имеет какие-то исторические основания? Когда она вообще возникла?
Леван Абашидзе: Да, конечно. Почти по всех культурах, в том числе в римско-греческой, это был большой праздник. Это был праздник солнцестояния, т.е. самая длинная ночь. Именно где-то в начале IV века самая длинная ночь выпадала на 25 декабря, и церковь приняла эту римско-александрийскую традицию празднования Рождества именно в этот день. Это очень символично. Именно тогда зарождается победа добра над злом, света над тьмой – в самую длинную ночь. И сейчас кто более правильно празднует – по новому стилю, по которому празднуют 25-го декабря, или по юлианскому календарю, когда празднуют 25-го, но на 13 дней позже, т.е. 7 января, когда уже 13 дней как начал увеличиваться день. Так что кто более правильно празднует, нужно нам самим решать.
Дэмис Поландов: Спасибо, Леван. Напоминаю: на прямой связи с нашей студией из Тбилиси был теолог Леван Абашидзе.
Дэмис Поландов: Леван, добрый вечер! С праздником вас!
Леван Абашидзе: Добрый вечер! И вас так же!
Дэмис Поландов: Вы могли бы рассказать, как, вообще, получилось, что православные христиане празднуют Рождество в разные дни?
Леван Абашидзе: Как известно, переход на григорианский стиль, на новый календарь, был осуществлен в конце XVI века при папе Григории XIII, и после этого постепенно разные конфессии, сначала протестантские, перешли на этот новый стиль, потому что накопилась ошибка в юлианском календаре в 10 дней. Сегодня эта ошибка составляет 13 дней, т.е. по юлианскому календарю, например, весеннее равноденствие наступает не 21-го числа, а 8 марта, и этот вопрос стоял и в восточной православной церкви. Решение было принято в 1923 году, и это время было очень неудачным, потому что хотя и Русская, и Грузинская православные церкви приняли новый календарь, но народ не принял. Это было сложное время, когда большевики пришли к власти. Как мы знаем, в 1917-м году они поменяли гражданский календарь. В общем, народ этого не принял, поэтому получается так, что сегодня часть православных празднует Рождество по новому стилю. Вы правильно сказали, что новоюлианский календарь практически совпадает с григорианским, и в последующие 800 лет будет совпадать, так что никакой разницы нет, и реальность заключается в том, что, к сожалению, у нас в этом вопросе нет единства. Единство есть в праздновании Пасхи, потому что это очень важно для нас и нашей церкви. Поэтому все празднуют Пасху и соответствующие праздники, которые меняются, т.е. не привязаны к Пасхе, по старому стилю.
Дэмис Поландов: Леван, скажите, пожалуйста, насколько я понимаю, дата празднования Рождества не является вопросом веры, т.е. православные церкви стараются как-то не акцентировать внимание, и это не такое противоречие, которое затрагивало бы каноны.
Леван Абашидзе: Скажем так, это не вопрос догматики, т.е. это не вопросы веры. Речь идет о церковном календарном круге, т.е. как мы празднуем все наши праздники. И вопрос о том, какой календарь для церкви лучше, очень живо обсуждается. Я тоже в курсе дела, потому что по образованию я физик, и я понимаю более или менее астрономию, и теологию, поэтому вопрос очень интересный, но большинство согласны с тем, что это не догматический вопрос. Я сам склоняюсь к тому, что лучше, если бы все перешли на новый календарь, и все праздники, в том числе и Пасху, отмечали по новому календарю, как это было в решении 1923-го года.
Дэмис Поландов: Леван, а в Грузинской церкви этот вопрос каким-то образом поднимается?
Леван Абашидзе: Поднимается, но та часть церкви, которая очень консервативна, как правило, довольно рьяно защищает юлианский календарь. Говорят, что это правильно, это более традиционно и т.д. Но я считаю, что более традиционно для церкви следовать именно гражданскому календарю, т.е. когда церковь приняла окончательно календарь, она приняла именно тот календарь, который был в государстве, который был гражданским календарем, и все свои праздники построила по этому календарю. Сегодня это создает большие неудобства. Например, православные в Грузии и в России говорят, что наше Рождество 7-го января, что на самом деле нонсенс, и говорит о том, что в головах у нас два календаря. Надо говорить, что наше Рождество 25-го декабря, но по юлианскому календарю.
Дэмис Поландов: Леван, но греческие старостильники появились тоже в результате этого спора?
Леван Абашидзе: Да, конечно. Вообще в православной церкви, нужно сказать, любая реформа – правильная или неправильная, хорошая или плохая, – порождает раскольников, скажем, как в России, где было старообрядчество. Это такой тип старообрядчества – старостильники, те, кто считают, что переход на новый календарь это погибель для церкви, и мы должны придержтваться старого календаря. К сожалению, и в Грузии, и в России, и в Сербии могут появиться старостильники, которые отколются от церкви и будут придерживаться старого стиля.
Дэмис Поландов: Леван, ну а сама дата 25 декабря имеет какие-то исторические основания? Когда она вообще возникла?
Леван Абашидзе: Да, конечно. Почти по всех культурах, в том числе в римско-греческой, это был большой праздник. Это был праздник солнцестояния, т.е. самая длинная ночь. Именно где-то в начале IV века самая длинная ночь выпадала на 25 декабря, и церковь приняла эту римско-александрийскую традицию празднования Рождества именно в этот день. Это очень символично. Именно тогда зарождается победа добра над злом, света над тьмой – в самую длинную ночь. И сейчас кто более правильно празднует – по новому стилю, по которому празднуют 25-го декабря, или по юлианскому календарю, когда празднуют 25-го, но на 13 дней позже, т.е. 7 января, когда уже 13 дней как начал увеличиваться день. Так что кто более правильно празднует, нужно нам самим решать.
Дэмис Поландов: Спасибо, Леван. Напоминаю: на прямой связи с нашей студией из Тбилиси был теолог Леван Абашидзе.