Accessibility links

Суд присяжных как повод к компромиссу


Новым и старым властям, судя по всему, удалось прийти к компромиссу по вопросу рассмотрения дел чиновников
Новым и старым властям, судя по всему, удалось прийти к компромиссу по вопросу рассмотрения дел чиновников
Сегодня председатель Верховного суда Грузии Константин Кублашвили посоветовал представителям нового правительства прекратить выпады в адрес судебной власти. Таким образом Кублашвили ответил на заявление главы Минюста Теи Цулукиани о том, что она не доверяет действующему правосудию. Вместе с тем глава Верховного суда не видит ничего плохого в инициативе новых властей, согласно которой полномочия присяжных будут расширены, и они смогут рассматривать дела бывших и действующих чиновников.

Обвинения, которые прозвучали вчера из уст министра юстиции Теи Цулукиани, явно задели председателя Верховного суда Константина Кублашвили, поэтому сегодня он решил ответить на них публично:

"То, что они не доверяют судам, для нас не важно. Главное, чтобы нам доверяло население, а не политическая группа или министр. Такими выпадами никто ничего не добьется. Если они хотят от суда добиться желаемого результата, они должны подготовить свои аргументы, принести в суд, а там у нас по каждому делу задействован соревновательный принцип", – заявил Кублашвили.

Напомним: вчера министр юстиции Тея Цулукиани заявила, что не доверяет большинству грузинских судей. Именно из-за таких судей, принимающих несправедливые решения, Цулукиани объявила недоверие всей системе.

Суд присяжных как повод к компромиссу
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:34 0:00
Скачать

Сегодня эту тему продолжила вице-спикер парламента Манана Кобахидзе. Она заявила, что новые власти не оказывают давление на суд, и что судебная система остается под гнетом предыдущей властной команды и действующего президента Михаила Саакашвили.

Впрочем, помимо конфликтной риторики новым и старым властям, судя по всему, удалось прийти к компромиссу по вопросу рассмотрения уголовных дел, заведенных в отношении бывших и действующих чиновников. В условиях низкого доверия к судам новые власти решили предоставить возможность выносить решения по особо спорным делам общественности, а именно – присяжным. Соответствующая инициатива принадлежит Главному прокурору, а в парламенте она представлена как законопроект Минюста. Согласно проекту, уголовные дела в отношении президента, членов парламента, министров и их заместителей, глав канцелярии правительства и администрации президента, а также их заместителей будут рассматриваться судом присяжных. Сейчас суд присяжных рассматривает лишь особо тяжкие преступления.

Таким образом, как сказала вчера Тея Цулукиани, судьбу чиновников будет решать сам народ:

"Как внутри, так и за пределами страны были заданы вопросы, не были ли уголовные дела против бывших чиновников возбуждены по политическим мотивам. У генпрокурора появилась инициатива расширить круг дел, чтобы народ сам решил, виновны ли бывший министр обороны, руководитель департамента по исполнению наказаний или генерал Каландадзе?! Пусть решают присяжные, которые выходят из общества (...), являются ли они виновными, собрала ли прокуратура достаточно доказательств".

Сегодня глава Верховного суда заявил, что ничего против этой инициативы не имеет. Константин Кублашвили считает, что система отбора присяжных очень объективна. При этом выразил надежду, что эта система в будущем будет развита еще больше:

"С большим интересом будем наблюдать, как все это будет развиваться. Судья наделен особой функцией – это ведение процесса на основании тех принципов, которые указаны в Уголовно-процессуальном кодексе. Это принцип соревнования и равноправия. Это все гарантировано. Потом все зависит от квалификации прокурора и адвоката – смогут ли они убедить в правильности своей позиции 12 граждан".

Эксперты на законодательную инициативу смотрят с некоторой настороженностью. Руководитель Центра исследований политтехнологий Грузии Кахи Кахишвили согласен с тем, что в условиях низкого доверия к суду и сомнений оппозиции в беспристрастности прокуратуры роль института присяжных может оказаться очень важной, но это должна быть лишь временная мера:

"Думаю, будет неплохо, если дела бывших должностных лиц будут рассматривать присяжные. Но это должна быть временная мера, до тех пор, пока в стране не будет сформирован беспристрастный суд".

В отличие от Кахишвили, один из основателей Ассоциации реформ Грузии Отар Кахидзе в усилении роли суда присяжных ничего плохого не видит. Однако бывший замминистра юстиции опасается, что в текущей острой политической ситуации в работе этого механизма может произойти сбой:

"К сожалению, начиная с нынешнего министра юстиции, продолжая министрами по исполнению наказаний, финансов и иностранных дел и заканчивая премьер-министром, все эти люди упоминают чиновников прошлой власти как создателей преступной системы, руководителей преступных кланов. Воздействие на мнение населения в такой форме несет определенный риск, особенно когда рассмотрение их дел будет предоставлено присяжным", – говорит Отар Кахидзе.
XS
SM
MD
LG