Accessibility links

Георгий Хухашвили: "Лучшая защита – нападение"


Демократия не учитывает 100-процентного согласия, всегда найдется какое-то меньшинство, которое выступит против
Демократия не учитывает 100-процентного согласия, всегда найдется какое-то меньшинство, которое выступит против
ПРАГА---Проблему взаимоотношений правящей коалиции и оппозиции мы обсуждаем с политологом Георгием Хухашвили по телефону из Тбилиси.

Дэмис Поландов: Сегодня депутат от "Нацдвижения" Акакий Минашвили сжато сформулировал три основных требования, которые "Нацдвижение" выставляет "Грузинской мечте" – это законодательное закрепление евроатлантической интеграции, отказ от переноса парламента в Тбилиси и увеличение кворума для конституционных изменений до 100% голосов. Как вы считаете, будет ли "Грузинская мечта" вести торг именно по последнему пункту?

Георгий Хухашвили: Дело в том, что вся эта затея "Национального движения", я бы сказал, шита белыми нитками. На самом деле все это делается не по существу, т.е. эти вопросы ставятся не из интересов содержания, а для того, чтобы как-то прикрыть тот беспредел, который был задействован еще в 2004 году. "Грузинская мечта" ставит вопрос однозначно. Те пункты, которые обеспечивали практическую диктатуру, возможность теоретической диктатуры, нужно убрать из Конституции. Увязывать этот вопрос с какими-то другими вопросами – неконструктивный разговор.

Можно обсуждать любые вопросы, в том числе и те, которые сегодня озвучил Минашвили. На самом деле эти вопросы абсолютно не взаимосвязаны, и как бы в поисках выхода Минашвили и другие спикеры бывшей власти пытаются увязать эти два абсолютно несовместимых вопроса друг с другом. Там вопрос ставится очень просто: есть ли в стране теоретическая возможность возникновения диктатуры или нет. Все эти вопросы давайте обсуждать, но почему этот вопрос привязывается к абсолютно непонятному пакету?

Георгий Хухашвили: "Лучшая защита – нападение"
please wait

No media source currently available

0:00 0:10:50 0:00
Скачать

Дэмис Поландов: Георгий, правильно я понимаю, что "Грузинская мечта" по вопросу кворума вести какой-то торг просто не будет?

Георгий Хухашвили: 100% кворума – это просто несерьезно. Такого, я думаю, нет нигде в мире, чтобы изменения в Конституцию вносились со 100-процентным консенсусом. Демократия не учитывает 100-процентного согласия, всегда найдется какое-то меньшинство, которое выступит против чего-то. Так что ни один парламент в таком экстремальном режиме не работает ни в одной стране.

Дэмис Поландов: Значит ли это, что сегодня "Нацдвижение" предъявляет какие-то невыполнимые требования, и, собственно, могут ли переговоры в таких условиях привести к каким-то результатам?

Георгий Хухашвили: Они пытаются завести политический процесс в тупик для того, чтобы как-то перекрыть тот основной, фундаментальный вопрос, который касается возможности возникновения диктатуры или серьезного кризиса. Они пытаются завести все это в тупик и как бы отмежеваться от основного вопроса, который стоит на повестке дня. Конечно же, на это никто не поведется, на такие игры власть не пойдет и будет действовать довольно-таки жестко. Я слышал комментарий Мониава, мне очень понравилось, там все было проанализировано абсолютно точно. На самом деле у этих людей вообще нет никакой общественной поддержки.

В принципе, они все время пытаются поднять бурю в стакане, вместо того чтобы извиниться перед общественностью за тот беспредел, который царил девять лет в этой стране, и как-то успокоить страсти, попытаться, чтобы общественность приняла их извинения. Вместо этого они пытаются все время контратаковать и создать иллюзию какой-то политической борьбы, которой абсолютно не существует. В принципе, они, позиционируя себя как жертву некоего процесса, думаю, абсолютно не достигают цели, тем самым только повышают для себя риски. Потому что они могут перейти через черту, после чего ни одна власть не сможет удержать гнев народа. Они этого не понимают, ведут себя как шахиды, которые пытаются взорвать вместе с собой остальных. Это щекотливые вопросы, и государство в некоторой степени может пострадать, но на самом деле никаких системных проблем от этого не возникнет, пострадают только они, и больше никто.

Дэмис Поландов: Георгий, вы могли бы пояснить, что они делают плохо для себя? Вы говорите о том же, о чем и Дмитрий Мониава: о том, что ситуация может выйти из-под контроля, и это – акции протеста, или в какой форме вы это представляете?

Георгий Хухашвили: Если не будет справедливости, не будет и мира. Когда они пытаются, цепляясь за какие-то вопросы, притормозить процесс восстановления справедливости в стране, чтобы вернуться к нормальному демократическому процессу, и все время пытаются провоцировать не власть, а народ целиком, – это чревато, я об этом говорю, но это, конечно, не выльется в противостояние, в гражданскую войну (это слишком громко сказано), это даже не выльется в какое-то гражданское противостояние.

На самом деле за ними не стоит никто. Вообще, в электоральном плане у них полнейший ноль по состоянию на сегодняшний день. Они пытались восьмого числа через Facebook организовать какую-то поддержку, но не собрали и 20 человек. Народ их игнорирует, они этого не понимают, и 15-20 человек пытаются создать виртуальную иллюзию какой-то политической борьбы. На самом деле, кто смотрит на это с близкого расстояния, т.е. в Тбилиси, все понимают, что они просто очень много шумят, и это всем уже давно надоело. Власть пытается как-то охладить их головы, чтобы они вели себя нормально, вернуть процессы в нормальное русло, но они все время провоцируют. Сколько это может продолжаться, – посмотрим.

Дэмис Поландов: Георгий, подводя итог вчерашней встречи между Михаилом Саакашвили и Давидом Усупашвили, как бы вы оценили ее результаты? Есть ли понимание у предыдущей властной команды того положения, в котором они оказались, или вы считаете, что у них такого понимания нет, и они собираются бороться до конца?

Георгий Хухашвили: У меня остается впечатление, что, возможно, они и понимают, но ведут себя как большевики начала прошлого века. Они считают, что лучшая защита – нападение. Это абсолютно глупо. В принципе, они пытаются сохранить какие-то рычаги и найти какой-то паритет в отношениях. На самом деле у них легитимации со стороны народа нет. Так что более скромно нужно себя вести. Саакашвили этого не делает, он пытается получить некую легитимацию, которую уже давно потерял. Ему сейчас нужно плавно уходить. Это разумно, но он этого не делает, пытается взять инициативу в руки, искать для этого лазейки, занимается абсолютно непонятной, одиозной риторикой.
XS
SM
MD
LG