Accessibility links

Гений закрепощения


Андрей Бабицкий
Андрей Бабицкий
Третий день в русскоязычном грузинском сегменте интернета гуляет заметка из Фэйсбука Левана Варази – она стала чем-то вроде манифеста для поклонников Михаила Саакашвили. Пересказать смысл текста можно несколькими фразами: весь набор странностей Саакашвили, поедающего галстук, «высовывающего член в окно Путину», подверженного маниакально-депрессивному психозу, складывается в психотип гения, который грузинский реформатор невзначай явил своему народу. Грузины же, в массе своей тяготеющие к посредственности, крестьянским простодушию и незатейливости, не в состоянии мириться с явлением гения и потому выбирают типаж, наиболее близкий их представлениям о норме, – плебея и «бездарного богача» Бидзину Иванишвили.

У меня есть неутешительные новости для Левана Варази. Дело в том, что человек, съедающий на ваших глазах свой галстук, необязательно является гением. Точно так же не являются базовыми признаками гениальности маниакально-депрессивный психоз и умение демонстрировать свои половые органы Путину. Можем ли мы с достаточной уверенностью утверждать, что реформы полиции, административной системы, экономики, строительный бум – все эти достижения эпохи Саакашвили - отмечены печатью гениальности? Боюсь, что нет. Аналогичные реформы проводили тираны и диктаторы прошлого, назвать которых гениями сегодня не повернется язык. В области строительства сто очков вперед грузинскому президенту дадут Рамзан Кадыров и Туркмен-баши. Я не буду говорить о нищете, в которой прозябает значительная часть населения, других проблемах, с которыми сталкиваются ныне грузины благодаря реформаторским упражнениям президентской команды. Скажу лишь о том, что, на мой взгляд, Саакашвили не любит, не понимает и не приемлет свободы, а свобода и гений – это почти синонимы. Давайте посмотрим, как его гений реализовывал себя на протяжении 9 лет. Он прибрал под личный контроль все сколько-нибудь значимые электронные СМИ в стране и воссоздал институт цензуры, под его руководством была сформирована политическая полиция, действовавшая исключительно подлыми методами, его окружение лишило сотни, а то и много больше людей собственности и бизнеса. Он очень легко лишал сограждан этой самой свободы, тысячами закидывая их в тюрьму.

Гениальность в любой области, в том числе и в политике, – это каждый раз новая, сотворенная, неизведанная и неизвестная грань человеческой свободы. Гений творит свободу не для себя (она у него уже есть), он передает ее в дар другим. Как Универсум, как непреложное качество бытия. Так было не всегда, но последние несколько веков именно Богоподобная свобода человека является сферой приложения гения в пределах христианской цивилизации. Урезание свободы – это антигениальность, и в этом смысле гнилая комсомольская шобла, вставшая во главе Грузии, является прямой наследницей советской эпохи, совсем не гениальной. И грузины, я думаю, голосовали не против высокого дара Саакашвили, они устали быть несвободными, устали бояться. И это восстание против провинциального авторитарного балагана, веселое и массовое нежелание прозябать на заднем дворе истории в рабстве у неряшливого, плохо образованного, влюбленного в свою ложную исключительность, шута – есть тот неизбежный бунт во имя свободы и достоинства, которым грузины могут и обязаны гордиться.

Такова моя точка зрения. Но в утешение Левану Варази, который, похоже, уже попрощался в сердце своем с грузинским народом, могу сказать, что может быть и иной взгляд на события. Вдруг он прав, а я нет. Тогда ситуация меняется. В том, что его кумир – гениален, среднестатистический поклонник Михаила Николозовича не имеет дурного обыкновения сомневаться. Из этого можно заключить, воспользовавшись подсказками господина Левана, что каждый, кто способен преодолеть непроницаемый для большинства грузин барьер и опознать божественный огонь, разлитый по жилам Саакашвили, сумел-таки обратить в бегство своего внутреннего плебея. Значит, не все вокруг – один кромешный ад. Есть еще не слишком значительный процент грузин, готовых не только мириться с тем, что им приходится светиться отраженным от гения светом – они просто не знают для себя лучшей доли. А значит, есть шанс, что усилиями малых сих имя гения воссияет в веках.
XS
SM
MD
LG