Accessibility links

Ложка дегтя в отношениях Москвы и Абхазии


В Абхазии все понимают, что нужно зарабатывать деньги, но как их зарабатывать, если все время идет обсуждение того, как же распределить российские деньги?
В Абхазии все понимают, что нужно зарабатывать деньги, но как их зарабатывать, если все время идет обсуждение того, как же распределить российские деньги?
ПРАГА---Сегодня в гостях у рубрики "Некруглый стол" на прямой линии связи из Москвы абхазский журналист Антон Кривенюк и из Сухуми главный редактор газеты "Чегемская правда" Инал Хашиг.

Дэмис Поландов: Уважаемые коллеги, я предлагаю сегодня поговорить о появившихся в последнее время весьма критических замечаниях и высказываниях российских экспертов в отношении Абхазии. Перед эфиром, договариваясь с вами о беседе, я кратко обозначил тему – "Хватит кормить Абхазию". Сегодня этот тезис в той или иной форме звучит не только из уст прозападных экспертов-либералов, которые симпатизируют демократической Грузии, но и русских националистов или державников, которые мечтают о возвращении Тифлисской губернии. Антон, вы уже некоторое время работаете в Москве и занимаетесь темой Кавказа, вы могли бы поделиться своими наблюдениями, как широко распространены подобные мнения в российском экспертном сообществе, и вообще, как все эти заявления влияют на российское общественное мнение об Абхазии?

Ложка дегтя в отношениях Москвы и Абхазии
please wait

No media source currently available

0:00 0:09:15 0:00
Скачать

Антон Кривенюк: Мне кажется, что на самом деле некоторое разочарование Абхазией в последние два-три года, конечно, в Москве есть. Наверное, это связано с тем, что здесь в значительной степени преобладает то, что вы назвали державностью с хорошей доле постсоветской рефлексии в представлении об окружающем мире, и именно эта часть экспертного сообщества задает тон – она разочарована в Абхазии именно в идее прихода России в Абхазию, в том, как они себе это представляли. Поэтому, наверное, эта часть экспертного сообщества задает тон негативной тональности публикаций и экспертных мнений.

Дэмис Поландов: Антон, а что Абхазия делает не так, с точки зрения этих экспертов?

Антон Кривенюк: Тут вопрос в целом глубже. Дело в том, что Абхазия все-таки идет в контексте тезиса "Хватит кормить Кавказ", наверное, даже не в первом вагоне, а в третьем или четвертом. В первую очередь речь идет о Чечне, Южной Осетии и т.д. А вот этот диспут по поводу "Хватит кормить Кавказ" объединяет значительно большее число экспертов и вообще общественное мнение. Это сама по себе тема, которая создает социальную напряженность в российском обществе, и именно в этом контексте упоминается и Абхазия, как я уже сказал, третьим или четвертым вагоном. Проблема в том, что на самом деле реально Абхазию почти никто не знает. Те люди, которые вещают и говорят, исходят из своего мировоззрения, инициатив и представлений о том, как бы им хотелось. Реально никто изучением процессов, происходящих в Абхазии, здесь, в Москве, не занимается, и я не могут назвать эти мнения экспертными. Это просто частные мнения в активных социальных сетях на обывательском уровне.

Дэмис Поландов: Инал, насколько в абхазском обществе распространено беспокойство возможным изменением российской политики в отношении Абхазии? В Абхазии, вообще, чувствуют, что общественное настроение в России меняется?

Инал Хашиг: В Абхазии общество, конечно же, чувствует, но такое ощущение, что власть пока этого, наверное, не чувствует, потому что им кажется, что финансовый поток, который ежегодно идет в Абхазию, никогда не закончится: сейчас Москва одобрила трехлетний план, по которому Абхазия получит 330 миллиардов рублей – это практически один миллиард долларов. На данный момент вся абхазская экономика, к сожалению, и вся внутриполитическая абхазская дискуссия сводится к тому, как потратить российские деньги. К сожалению, пока нет серьезного осознания, как все-таки республика может заработать сама себе на хлеб, и пикировки между властью и оппозицией как раз происходят вокруг этих российских денег. Пока нет серьезных размышлений по поводу того, что дальше будет после того, как Путин и его единомышленники сойдут с политической сцены и что-то в Кремле поменяется. Эксперты и все понимают, что в реальности выхода, как такового, нет. Все понимают, что нужно зарабатывать деньги, но как их зарабатывать, если мы все время обсуждаем, как же распределить эти российские деньги?

Дэмис Поландов: Антон, вы на своей странице в Facebook пишете, что сама схема финансирования Абхазии предполагает банальный распил денег, и что пока не будет сломана эта схема, ситуация будет только ухудшаться. Во-первых, как вы считаете, может ли эта схема в ближайшем будущем быть сломана, и ваш среднесрочный прогноз – чем это может закончиться для Абхазии?

Антон Кривенюк: Тут я хотел бы побыть оптимистом, в плане того – будет сломана или нет схема. На самом деле, в общем, северокавказская политика в тупике, и здесь, на уровне экспертного сообщества осознание этого есть. Сейчас появляется достаточно большое число подлинно научных экспертных трудов и работ, которые обрисовывают модели того, как можно и с чего можно начинать активизацию и нормализацию всей этой системы, которая существует в подходах Москвы к кавказским проблемам. Поэтому, возможно, не так быстро, но в течение 5-10 лет будут разработаны какие-то другие модели. Но дело в том, что если действительно говорить об Абхазии, времени просто не хватит.

Самое главное, происходит просто выколачивание этих денег, их растрата, и это действительно резко ухудшает общественное мнение в России в целом по отношению к Абхазии. Когда начинается ее привязка к Чечне, Дагестану, Ингушетии и к более проблемным регионам, восприятие в этом контексте ничего хорошего не может дать. Но тут же не только деньги примешиваются. Тут много идет от внутренних проблем, существующих в Абхазии, т.е. если деньги работают таким образом, и фактически получается рента за лояльность, то нормально не развиваются другие факторы экономического взаимодействия – тот же туризм. Люди, приезжая оттуда и не получив достаточно качественного уровня сервиса, выплескивают свое недовольство на страницах журналов, интернет-изданий, и это добавляет лишнюю ложку дегтя в эти отношения.

Дэмис Поландов: Инал, меньше, чем через год будет Олимпиада в Сочи. Вам не кажется, что после этой Олимпиады политика в отношении Абхазии и, вообще, в отношении кавказских республик в составе России может серьезно измениться?

Инал Хашиг: Я не думаю, что после окончания сочинской Олимпиады что-то кардинальным образом изменится. По крайней мере, есть и другой огромный прожект, который следует за 2014-м годом, – это проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году, в котором, помимо Сочи, задействован в Кавказском округе и Ростов-на-Дону. Так что, собственно говоря, этот проект будет продолжаться до тех пор, пока в Кремле что-то кардинально не изменится, не придет новая группа людей, с новыми идеями и подходами.

Дэмис Поландов: Или пока не закончатся деньги…
XS
SM
MD
LG