"Христос воскресе!" – этими словами уже второй день приветствуют друг друга люди в Грузии. Пустующие улицы города в пасхальные праздники - вполне обычное явление. 5 мая православная часть населения Грузии отметила Воскресение Христово. А сегодня большая часть жителей страны посещает кладбища.
Чаще всего могилы предков и близких расположены за пределами столицы, поэтому люди выезжают в села:
"Второй день Пасхи – день усопших. Выходим на кладбище, несем кулич, яйца, пьем за упокой".
"У кого как получается. Иногда на могилы выходят на Пасху, иногда на следующий день. Но в нашей семье по традиции выходим на второй день после Пасхи, это день поминовения усопших. Зажигаем свечи".
Но навещают могилы не только православные. Говорит жительница Тбилиси Кибарета Гурджян:
"Мы относимся к армянской апостольской церкви и месяц назад отметили свою Пасху. Но каждый год на православную Пасху мы идем в церковь и обязательно посещаем кладбище. В воскресенье или понедельник, когда как получается со временем. Понедельник считается днем усопших. А воскресенье – это праздничный день. Пасху нужно справлять дома с семьей, звать гостей".
Однако, как говорит дьякон Элизбар, посещение кладбищ в понедельник, на второй день после Пасхи, – всего лишь народная традиция, не имеющая отношения к православному канону. Согласно церковным обычаям, усопших поминают на девятый день после Пасхи. Он отмечает, что в Светлую седмицу на могилах допускается лишь песнопение:
"Традиция выходить на могилы на следующий день после Пасхи началась в период коммунизма".
Дьякон Элизбар поясняет, что в советские времена верующих преследовали, поэтому прийти в церковь в пасхальную ночь рисковали не все желающие.
По словам этнолога Георгия Гоциридзе, связанные с Пасхой церковные и народные традиции часто совпадают. Например, обычай красить яйца. Согласно Святому писанию, Мария Магдалина, которая приехала в Рим проповедовать, решила обратить в христианство и кесаря Тиберия. Увидев в ее руках яйцо, Тиберий сказал: "Если сейчас в твоих руках это яйцо покраснеет, тогда уверую". Не успел он завершить фразу, как яйцо в руках Магдалины вначале порозовело, а затем покраснело:
"У всего этого есть христианские мотивы. Но яйца красят и мусульмане. Яйцо – древнейший символ плодородия. А красный цвет – символ весны, жизни, огня. Этот символ характеризует процесс смерти и возрождения. Третьим компонентом должно быть печеное, которое также является знаком плодородия. Поэтому и пекут куличи. В Грузии, до того как распространилась традиция печь куличи, люди в селах пекли каду".
Пасха – это конец Великого поста. И на столах по этому случаю великое множество традиционных блюд. Сегодня причиной застолья становится другой религиозный праздник. Православный мир отмечает день Святого Георгия Победоносца. Учитывая, сколько мужчин в Грузии носит это имя, несложно предположить, что тосты за Георгиев будут звучать во многих домах.
Чаще всего могилы предков и близких расположены за пределами столицы, поэтому люди выезжают в села:
"Второй день Пасхи – день усопших. Выходим на кладбище, несем кулич, яйца, пьем за упокой".
"У кого как получается. Иногда на могилы выходят на Пасху, иногда на следующий день. Но в нашей семье по традиции выходим на второй день после Пасхи, это день поминовения усопших. Зажигаем свечи".
Но навещают могилы не только православные. Говорит жительница Тбилиси Кибарета Гурджян:
"Мы относимся к армянской апостольской церкви и месяц назад отметили свою Пасху. Но каждый год на православную Пасху мы идем в церковь и обязательно посещаем кладбище. В воскресенье или понедельник, когда как получается со временем. Понедельник считается днем усопших. А воскресенье – это праздничный день. Пасху нужно справлять дома с семьей, звать гостей".
Однако, как говорит дьякон Элизбар, посещение кладбищ в понедельник, на второй день после Пасхи, – всего лишь народная традиция, не имеющая отношения к православному канону. Согласно церковным обычаям, усопших поминают на девятый день после Пасхи. Он отмечает, что в Светлую седмицу на могилах допускается лишь песнопение:
"Традиция выходить на могилы на следующий день после Пасхи началась в период коммунизма".
Дьякон Элизбар поясняет, что в советские времена верующих преследовали, поэтому прийти в церковь в пасхальную ночь рисковали не все желающие.
По словам этнолога Георгия Гоциридзе, связанные с Пасхой церковные и народные традиции часто совпадают. Например, обычай красить яйца. Согласно Святому писанию, Мария Магдалина, которая приехала в Рим проповедовать, решила обратить в христианство и кесаря Тиберия. Увидев в ее руках яйцо, Тиберий сказал: "Если сейчас в твоих руках это яйцо покраснеет, тогда уверую". Не успел он завершить фразу, как яйцо в руках Магдалины вначале порозовело, а затем покраснело:
"У всего этого есть христианские мотивы. Но яйца красят и мусульмане. Яйцо – древнейший символ плодородия. А красный цвет – символ весны, жизни, огня. Этот символ характеризует процесс смерти и возрождения. Третьим компонентом должно быть печеное, которое также является знаком плодородия. Поэтому и пекут куличи. В Грузии, до того как распространилась традиция печь куличи, люди в селах пекли каду".
Пасха – это конец Великого поста. И на столах по этому случаю великое множество традиционных блюд. Сегодня причиной застолья становится другой религиозный праздник. Православный мир отмечает день Святого Георгия Победоносца. Учитывая, сколько мужчин в Грузии носит это имя, несложно предположить, что тосты за Георгиев будут звучать во многих домах.