ПРАГА---Мы продолжаем тему. Своими предположениями о том, что стоит за заявлением Александра Анкваб о церковном конфликте в самопровозглашенной республике Абхазия, поделился главный редактор газеты "Чегемская правда" Инал Хашиг.
Дэмис Поландов: Инал, Александр Анкваб, выступая на Втором российско-абхазском гуманитарном форуме, затронул церковный вопрос. В частности, он заявил, что при всем его уважении к Вселенскому Патриарху, Константинополь несравненно далек от Абхазии, и в силу этого он обратился к Московскому патриархату с просьбой рукоположить абхазского епископа. Как вы расцениваете это заявление? Как вы считаете, является ли это заявление признаком того, что Александр Анкваб указал сторону, которую он теперь поддерживает в церковном конфликте?
Инал Хашиг: Здесь можно сделать несколько выводов. Во-первых, то, что до этого Александр Анкваб по крайней мере официально придерживался нейтралитета, но при этом же нейтралитете его симпатии, и это было видно, находятся на стороне молодых абхазских священнослужителей, последователей архимандрита Дорофея, которые борются за признание Абхазской церкви и ведут переговоры с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Сейчас Александр Анкваб делает резкий разворот в сторону РПЦ и обращается к ней, чтобы она рукоположила абхазского епископа, понимая, что это в реальности невозможно, так как РПЦ уже несколько раз за последнее время подчеркивала, что признает Абхазию как территорию, которая окормляется Грузинской православной церковью. Я уверен, что Александр Анкваб очень хорошо знает весь этот механизм, как все это должно осуществляться. Но сейчас возникает вопрос: почему Александр Анкваб на этом форуме затронул церковную тему, которая, понятно, очень трудноразрешимая.
Мне кажется, что самый главный мотив – это отсутствие в стране денег. Российские транши, которые в свое время шли в Абхазию, хоть и с каким-то опозданием, но, тем не менее, шли, в последнее время практически этот ручеек полностью иссяк, и в стране абсолютно нет денег, при том, что экономика уже привыкла базироваться на освоении только этих российских траншей. Сейчас действительно существует проблема больших задолженностей перед строительными компаниями, поставщиками строительных материалов, по зарплатам, потому что уже официально было объявлено о двукратном повышении зарплаты бюджетникам: учителям, работникам здравоохранения, в этом месяце было объявлено о том, что повышается зарплата деятелям культуры, спортивных организаций и т.д., и сейчас в стране действительно очень большие финансовые проблемы и обязательства, и, я думаю, что нынешний реверанс в сторону РПЦ, а соответственно и Кремля, означает попытку как-то стимулировать, возобновить финансовый поток российских денег в Абхазию в рамках Комплексного плана содействия социально-экономическому развитию Абхазии.
Дэмис Поландов: Инал, я хотел бы вас вернуть все-таки к религиозному вопросу. Не кажется ли вам, что, возможно, такое выступление Александра Анкваб стало результатом последней встречи грузинского патриарха с патриархом Константинопольским? Может быть, таким образом Александр Анкваб просто признал неудачу в константинопольском направлении молодых священников?
Инал Хашиг: Я не думаю, что здесь как-то сильно повлияла встреча Илии Второго с Варфоломеем. Я думаю, просто сейчас у него есть повод объяснить ситуацию таким образом, что на константинопольском направлении нам ничего не светит и единственная надежда только на РПЦ. Наверняка недавняя встреча грузинского Католикоса с патриархом Константинопольским будет использована в дальнейших дискуссиях по этому церковному вопросу.
Дэмис Поландов: Инал, сейчас говорится о том, что грузинский патриарх вместе с Константинопольским и, возможно, даже при поддержке русского патриарха хочет приехать в Абхазию. Как вы считаете, возможен ли вообще такой визит?
Инал Хашиг: За последние двадцать лет, которые прошли с момента окончания грузино-абхазской войны, каждый год раза два-три обязательно звучат заверения Илии Второго о том, что он вот-вот нагрянет в Абхазию, но до сих пор его здесь не было. Я думаю, что он и сам не очень верит в возможность подобной поездки в Абхазию. За весь этот период использовались разные варианты: то он один приезжал, то вместе с Алексием Вторым, потом с Кириллом, а сейчас вот Варфоломей появился. Меняются лица, в сопровождении которых он собирается приехать в Абхазию, но в реальности не меняется единственное – то, что такая поездка абсолютно невозможна.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Дэмис Поландов: Инал, Александр Анкваб, выступая на Втором российско-абхазском гуманитарном форуме, затронул церковный вопрос. В частности, он заявил, что при всем его уважении к Вселенскому Патриарху, Константинополь несравненно далек от Абхазии, и в силу этого он обратился к Московскому патриархату с просьбой рукоположить абхазского епископа. Как вы расцениваете это заявление? Как вы считаете, является ли это заявление признаком того, что Александр Анкваб указал сторону, которую он теперь поддерживает в церковном конфликте?
Инал Хашиг: Здесь можно сделать несколько выводов. Во-первых, то, что до этого Александр Анкваб по крайней мере официально придерживался нейтралитета, но при этом же нейтралитете его симпатии, и это было видно, находятся на стороне молодых абхазских священнослужителей, последователей архимандрита Дорофея, которые борются за признание Абхазской церкви и ведут переговоры с Патриархом Константинопольским Варфоломеем. Сейчас Александр Анкваб делает резкий разворот в сторону РПЦ и обращается к ней, чтобы она рукоположила абхазского епископа, понимая, что это в реальности невозможно, так как РПЦ уже несколько раз за последнее время подчеркивала, что признает Абхазию как территорию, которая окормляется Грузинской православной церковью. Я уверен, что Александр Анкваб очень хорошо знает весь этот механизм, как все это должно осуществляться. Но сейчас возникает вопрос: почему Александр Анкваб на этом форуме затронул церковную тему, которая, понятно, очень трудноразрешимая.
Мне кажется, что самый главный мотив – это отсутствие в стране денег. Российские транши, которые в свое время шли в Абхазию, хоть и с каким-то опозданием, но, тем не менее, шли, в последнее время практически этот ручеек полностью иссяк, и в стране абсолютно нет денег, при том, что экономика уже привыкла базироваться на освоении только этих российских траншей. Сейчас действительно существует проблема больших задолженностей перед строительными компаниями, поставщиками строительных материалов, по зарплатам, потому что уже официально было объявлено о двукратном повышении зарплаты бюджетникам: учителям, работникам здравоохранения, в этом месяце было объявлено о том, что повышается зарплата деятелям культуры, спортивных организаций и т.д., и сейчас в стране действительно очень большие финансовые проблемы и обязательства, и, я думаю, что нынешний реверанс в сторону РПЦ, а соответственно и Кремля, означает попытку как-то стимулировать, возобновить финансовый поток российских денег в Абхазию в рамках Комплексного плана содействия социально-экономическому развитию Абхазии.
Дэмис Поландов: Инал, я хотел бы вас вернуть все-таки к религиозному вопросу. Не кажется ли вам, что, возможно, такое выступление Александра Анкваб стало результатом последней встречи грузинского патриарха с патриархом Константинопольским? Может быть, таким образом Александр Анкваб просто признал неудачу в константинопольском направлении молодых священников?
Инал Хашиг: Я не думаю, что здесь как-то сильно повлияла встреча Илии Второго с Варфоломеем. Я думаю, просто сейчас у него есть повод объяснить ситуацию таким образом, что на константинопольском направлении нам ничего не светит и единственная надежда только на РПЦ. Наверняка недавняя встреча грузинского Католикоса с патриархом Константинопольским будет использована в дальнейших дискуссиях по этому церковному вопросу.
Дэмис Поландов: Инал, сейчас говорится о том, что грузинский патриарх вместе с Константинопольским и, возможно, даже при поддержке русского патриарха хочет приехать в Абхазию. Как вы считаете, возможен ли вообще такой визит?
Инал Хашиг: За последние двадцать лет, которые прошли с момента окончания грузино-абхазской войны, каждый год раза два-три обязательно звучат заверения Илии Второго о том, что он вот-вот нагрянет в Абхазию, но до сих пор его здесь не было. Я думаю, что он и сам не очень верит в возможность подобной поездки в Абхазию. За весь этот период использовались разные варианты: то он один приезжал, то вместе с Алексием Вторым, потом с Кириллом, а сейчас вот Варфоломей появился. Меняются лица, в сопровождении которых он собирается приехать в Абхазию, но в реальности не меняется единственное – то, что такая поездка абсолютно невозможна.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия