ПРАГА---Ситуация вокруг абхазского церковного вопроса стремительно развивается. Сегодня представители абхазской общественности обратились с заявлением на имя Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой помочь становлению Абхазской православной церкви. Между тем уже завтра начинается визит Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в Россию в связи с 1025-летием Крещения Руси. Среди вопросов, которые собирается обсудить Патриарх, значится и ситуация в Абхазии. Тем временем в Священной митрополии Абхазии, в Новом Афоне, заявляют, что любые возможные договоренности между РПЦ и ГПЦ без участия абхазской стороны лишены смысла и ни к чему не приведут. Об этом заявил секретарь Совета Священной митрополии Абхазии Герман Маршан.
Дэмис Поландов: Ситуация вокруг Священной митрополии Абхазии и вообще абхазского церковного вопроса стремительно развивается, и сейчас уже говорят о том, что иерархи русской и грузинской православных церквей ведут переговоры. Мы не раз говорили с монахами Священной митрополии Абхазии. Собственно, это и была изначально цель, чтобы сдвинуть каким-то образом с места абхазский церковный вопрос? Вы сегодня чувствуете какое-то удовлетворение?
Герман Маршан: На самом деле достаточно трудно чувствовать удовлетворение, когда средства массовой информации, в том числе светские, пресс-секретари и действующие священнослужители соседних епархий выступают с такими громкими заявлениями относительно Священной митрополии Абхазии и, в частности, Новоафонского монастыря, пытаются каким-то образом не допустить приезда к нам паломников, прежде всего, из Русской православной церкви. Когда возникают все эти вопросы о расколе среди духовенства Абхазии и т.д., конечно, трудно себя чувствовать удовлетворенным, потому что поднять вопрос разрешения церковного вопроса в Абхазии – это одно дело, но мы никогда не пользовались какими-то технологиями, которые впоследствии затрагивали бы нравственную сторону этого вопроса. Перед нами никогда не стояла задача любыми средствами привлечь к себе внимание.
Я хочу особо отметить, что переговорный процесс по абхазскому церковному вопросу идет уже давно и идет между заинтересованными сторонами. Я имею в виду тот переговорный процесс, который начался после встречи делегации Священной митрополии после Рождества 2011 года в Константинополе с Патриархом Варфоломеем. Переговорный процесс идет между Вселенской Патриархией и Грузинской православной церковью. В связи с этим были поездки. Что касается встречи и обсуждения этого вопроса между Грузинской и Русской православными церквями, они, конечно, имеют место быть, но если мы говорим об Абхазии, то это каноническая территория, как признают и Русская православная церковь, и иные церкви Грузинской православной церкви, поэтому, какого рода здесь взаимоотношения и переговоры могут быть, кроме предложения двойной юрисдикции, я не знаю, но на этот счет, вы, наверное, наше мнение уже знаете.
Дэмис Поландов: Я бы хотел услышать ваше мнение, потому что сегодня некоторые эксперты из Тбилиси говорят, что вопрос двойной юрисдикции как раз и будет обсуждаться, что передача во временное управление Русской православной церкви территории Абхазии – это и есть та тема, которая будет обсуждаться сегодня на встрече иерархов.
Герман Маршан: Я думаю, что не согрешу против истины, если скажу, что мнение и православного мира, и мирян Абхазии, людей верующих и не верующих, и, наверное, мнение всего народа Абхазии весьма негативно к тому, чтобы территория Абхазии каким бы то ни было образом числилась канонической территорией любой иной автокефальной православной церкви. Прежде всего, речь сейчас идет о Грузинской православной церкви, в силу войны, которая здесь была, – Отечественной войны абхазского народа. Это совершенно неприемлемое условие для народа Абхазии, вне зависимости от его конфессиональной принадлежности. Я думаю, что и духовенство Абхазии в этом отношении тоже вряд ли будет делиться, ну, может быть, за редчайшим исключением. Поэтому такого рода переговоры, которые не предусматривают участия абхазской стороны, всегда будут завершаться ничем, потому что, какие бы переговоры за пределами Абхазии не велись, если в них не принимает участие делегация, представляющая православную церковь Абхазии, если в них не учитывается желание и мнение народа, проживающего в Абхазии, – они не приведут к желаемому результату ни для какой из сторон. А чего желает население Абхазии, мы знаем по тому плебисциту, который был проведен на территории Абхазии, когда было опрошено около 70 000 человек (в Абхазии имеют право принимать участие в голосовании около 100 000 человек), и более 90% из опрошенных высказались за воссоздание Абхазской автокефальной церкви, т.е. за воссоздание православной церкви в границах Республики Абхазия, которая будет полностью независима в делах управления от каких бы то ни было православных церквей, как это уже было на нашей территории.
Дэмис Поландов: Герман, собственно, об этом же сегодня говорится в обращении на имя Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла от имени абхазской общественности. Правда, я не совсем понял, чего хотят авторы этого обращения, среди которых очень известные в Абхазии люди – это и секретарь Совета безопасности Станислав Лакоба, и руководитель Центра стратегических исследований Олег Дамения, и депутаты. Какого ответа они ожидают от Русской православной церкви? Каким образом Русская православная церковь может сегодня разрешить эту конфликтную ситуацию и решить абхазский вопрос?
Герман Маршан: Знаете, по завершении круглого стола по итогам сбора подписей и опроса населения Абхазии был создан оргкомитет по подготовке собрания православного народа Абхазии. В рамках этого оргкомитета разрабатывались проекты обращения, и к этому обращению присоединились те люди, о которых вы говорите, и интеллигенция Абхазии. Я думаю, что нужно обратить внимание на последний абзац, в котором прямо говорится, что эти люди обращаются к Святейшему Патриарху Кириллу с тем, чтобы он поддержал стремление абхазского народа к воссозданию Автокефальной церкви. Мы понимаем это так, что мы не призываем в одностороннем порядке каким-то образом разрешить этот вопрос. Мы ведь и 15 мая обратились ко всем главам и синодам православных церквей с тем, чтобы создать межправославную комиссию, т.е. мы понимаем, что ни одна церковь не в состоянии решить этой проблемы (абхазский церковный вопрос), и уж тем более воссоздать некогда существовавший Абхазский католикосат.
Но мы понимаем, что Русская православная церковь доказывала и продолжает доказывать полную поддержку православного населения Абхазии, и поэтому обращаемся к Святейшему Патриарху с тем, чтобы он поддержал стремление православного народа Абхазии в воссоздании Автокефальной церкви, и уж коли он встречается с главой Грузинской православной церкви, то тоже способствовал бы именно разрешению в этом русле данного вопроса, потому что нас часто обвиняют в том, что мы до сих пор не определились, не делали публичных заявлений о том, какой бы мы хотели видеть церковь, как бы мы хотели видеть разрешение этого вопроса. Здесь мы уже обращаемся без обиняков, напрямую, с тем, чтобы священноначалие Русской православной церкви помогло воссоздать Автокефальную церковь в Абхазии, и мы надеемся, что это не противоречит нашим дружеским отношениям как государственным, так и церковным.
Дэмис Поландов: Герман, можно предположить, что, вполне вероятно, ответ будет отрицательным. В принципе, об этом говорит и та пропагандистская кампания, которая началась на государственных телеканалах России по поводу абхазского церковного вопроса. Что вы будете делать, если Русская православная церковь не пойдет вам навстречу?
Герман Маршан: Мы пока еще не получали ответа, и, как мы понимаем, в истории наших взаимоотношений были разные периоды, в том числе и недопонимания. Конкретно священноначалие Русской православной церкви на самом деле само по этому вопросу еще не высказывалось. Мы не отправляли бы никаких писем из Абхазии в Московский патриархат, если бы не надеялись на положительное разрешение этого вопроса, ведь то, что происходит в СМИ, зачастую вещь неконъюнктурная, зависимая от разных положений. Возможно, что есть лица даже в Русской православной церкви, которые выступают против подобного разрешения наших вопросов, но мы ведь не можем, ссылаясь на отдельных представителей священноначалия, выстраивать отношения между церквями и народами. Это было бы абсурдно. Наш народ в количестве 70 000 человек определился с тем, какую церковь он хочет здесь видеть. Теперь мы естественным образом обращаемся к самой ближайшей церкви, кстати, в состав которой когда-то входила Абхазская епархия до революции 1917 года, с тем, чтобы эта церковь поспособствовала решению.
Загляните в историю, ведь до революции у нас на Кавказе существовало общество по восстановлению православия. Сегодня мы призываем священноначалие Русской православной церкви в русле всех этих действий, в том числе и этого общества, в русле действий Поместного собора Русской православной церкви 1917-18 годов, в русле деятельности Святейшего Патриарха Тихона Белавина, который все-таки предоставлял возможность абхазским и осетинским приходам определиться, каким они хотят видеть свое будущее церковное устроение, – мы в русле всех этих уже сложившихся между нами исторических действий обращаемся к Московскому Патриарху с просьбой помочь в воссоздании Абхазской православной церкви. Естественно, что мы не ограничиваемся одним престолом, только одним адресатом. Конечно, подобные обращения мы и 15 мая, и позже адресовали и другим престолам, но сегодня Вселенская патриархия уже ведет переговорный процесс, но Грузинская патриархия, скорее всего, пытается каким-то образом заручиться поддержкой Русской православной церкви и Патриарха Кирилла с тем, чтобы сохранить сложившийся на территории нездоровый статус-кво. Я думаю, что это обращение было сделано в рамках того, чтобы Московская патриархия имела представление о том, чего жаждет и желает народ Абхазии, и действовала, исходя из этих предпосылок.
Дэмис Поландов: Герман, и последний вопрос, наверное, более практический: если завтра Грузинская православная церковь договорится с Русской православной церковью о передаче Абхазии в управление Русской православной церкви, и РПЦ пошлет епископа на территорию Абхазии, – как его встретят клирики и миряне Священной митрополии Абхазии?
Герман Маршан: Я хочу сказать, что это гипотетическое положение, оно, скорее всего, абсолютно никак в реальности воплощаться не будет, потому что возможны всякие переговорные процессы, но священноначалие церквей и епископат – это все-таки люди трезвомыслящие, поэтому мы и предполагаем, что этого не произойдет, но всякое бывает в этой жизни. Любое решение относительно судьбы православия на территории Абхазии, принимаемое за пределами Абхазии и не учитывающее стремления, чаяния и желания народа Абхазии, естественно, будет воспринято негативно и отрицательно. В том числе и здесь. Это никак не решит абхазский церковный вопрос, дестабилизирует естественное положение внутри, и, я думаю, это хорошо понимают предстоятели и священноначалие Русской православной церкви.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Дэмис Поландов: Ситуация вокруг Священной митрополии Абхазии и вообще абхазского церковного вопроса стремительно развивается, и сейчас уже говорят о том, что иерархи русской и грузинской православных церквей ведут переговоры. Мы не раз говорили с монахами Священной митрополии Абхазии. Собственно, это и была изначально цель, чтобы сдвинуть каким-то образом с места абхазский церковный вопрос? Вы сегодня чувствуете какое-то удовлетворение?
Герман Маршан: На самом деле достаточно трудно чувствовать удовлетворение, когда средства массовой информации, в том числе светские, пресс-секретари и действующие священнослужители соседних епархий выступают с такими громкими заявлениями относительно Священной митрополии Абхазии и, в частности, Новоафонского монастыря, пытаются каким-то образом не допустить приезда к нам паломников, прежде всего, из Русской православной церкви. Когда возникают все эти вопросы о расколе среди духовенства Абхазии и т.д., конечно, трудно себя чувствовать удовлетворенным, потому что поднять вопрос разрешения церковного вопроса в Абхазии – это одно дело, но мы никогда не пользовались какими-то технологиями, которые впоследствии затрагивали бы нравственную сторону этого вопроса. Перед нами никогда не стояла задача любыми средствами привлечь к себе внимание.
Я хочу особо отметить, что переговорный процесс по абхазскому церковному вопросу идет уже давно и идет между заинтересованными сторонами. Я имею в виду тот переговорный процесс, который начался после встречи делегации Священной митрополии после Рождества 2011 года в Константинополе с Патриархом Варфоломеем. Переговорный процесс идет между Вселенской Патриархией и Грузинской православной церковью. В связи с этим были поездки. Что касается встречи и обсуждения этого вопроса между Грузинской и Русской православными церквями, они, конечно, имеют место быть, но если мы говорим об Абхазии, то это каноническая территория, как признают и Русская православная церковь, и иные церкви Грузинской православной церкви, поэтому, какого рода здесь взаимоотношения и переговоры могут быть, кроме предложения двойной юрисдикции, я не знаю, но на этот счет, вы, наверное, наше мнение уже знаете.
Дэмис Поландов: Я бы хотел услышать ваше мнение, потому что сегодня некоторые эксперты из Тбилиси говорят, что вопрос двойной юрисдикции как раз и будет обсуждаться, что передача во временное управление Русской православной церкви территории Абхазии – это и есть та тема, которая будет обсуждаться сегодня на встрече иерархов.
Герман Маршан: Я думаю, что не согрешу против истины, если скажу, что мнение и православного мира, и мирян Абхазии, людей верующих и не верующих, и, наверное, мнение всего народа Абхазии весьма негативно к тому, чтобы территория Абхазии каким бы то ни было образом числилась канонической территорией любой иной автокефальной православной церкви. Прежде всего, речь сейчас идет о Грузинской православной церкви, в силу войны, которая здесь была, – Отечественной войны абхазского народа. Это совершенно неприемлемое условие для народа Абхазии, вне зависимости от его конфессиональной принадлежности. Я думаю, что и духовенство Абхазии в этом отношении тоже вряд ли будет делиться, ну, может быть, за редчайшим исключением. Поэтому такого рода переговоры, которые не предусматривают участия абхазской стороны, всегда будут завершаться ничем, потому что, какие бы переговоры за пределами Абхазии не велись, если в них не принимает участие делегация, представляющая православную церковь Абхазии, если в них не учитывается желание и мнение народа, проживающего в Абхазии, – они не приведут к желаемому результату ни для какой из сторон. А чего желает население Абхазии, мы знаем по тому плебисциту, который был проведен на территории Абхазии, когда было опрошено около 70 000 человек (в Абхазии имеют право принимать участие в голосовании около 100 000 человек), и более 90% из опрошенных высказались за воссоздание Абхазской автокефальной церкви, т.е. за воссоздание православной церкви в границах Республики Абхазия, которая будет полностью независима в делах управления от каких бы то ни было православных церквей, как это уже было на нашей территории.
Дэмис Поландов: Герман, собственно, об этом же сегодня говорится в обращении на имя Святейшего Патриарха всея Руси Кирилла от имени абхазской общественности. Правда, я не совсем понял, чего хотят авторы этого обращения, среди которых очень известные в Абхазии люди – это и секретарь Совета безопасности Станислав Лакоба, и руководитель Центра стратегических исследований Олег Дамения, и депутаты. Какого ответа они ожидают от Русской православной церкви? Каким образом Русская православная церковь может сегодня разрешить эту конфликтную ситуацию и решить абхазский вопрос?
Герман Маршан: Знаете, по завершении круглого стола по итогам сбора подписей и опроса населения Абхазии был создан оргкомитет по подготовке собрания православного народа Абхазии. В рамках этого оргкомитета разрабатывались проекты обращения, и к этому обращению присоединились те люди, о которых вы говорите, и интеллигенция Абхазии. Я думаю, что нужно обратить внимание на последний абзац, в котором прямо говорится, что эти люди обращаются к Святейшему Патриарху Кириллу с тем, чтобы он поддержал стремление абхазского народа к воссозданию Автокефальной церкви. Мы понимаем это так, что мы не призываем в одностороннем порядке каким-то образом разрешить этот вопрос. Мы ведь и 15 мая обратились ко всем главам и синодам православных церквей с тем, чтобы создать межправославную комиссию, т.е. мы понимаем, что ни одна церковь не в состоянии решить этой проблемы (абхазский церковный вопрос), и уж тем более воссоздать некогда существовавший Абхазский католикосат.
Но мы понимаем, что Русская православная церковь доказывала и продолжает доказывать полную поддержку православного населения Абхазии, и поэтому обращаемся к Святейшему Патриарху с тем, чтобы он поддержал стремление православного народа Абхазии в воссоздании Автокефальной церкви, и уж коли он встречается с главой Грузинской православной церкви, то тоже способствовал бы именно разрешению в этом русле данного вопроса, потому что нас часто обвиняют в том, что мы до сих пор не определились, не делали публичных заявлений о том, какой бы мы хотели видеть церковь, как бы мы хотели видеть разрешение этого вопроса. Здесь мы уже обращаемся без обиняков, напрямую, с тем, чтобы священноначалие Русской православной церкви помогло воссоздать Автокефальную церковь в Абхазии, и мы надеемся, что это не противоречит нашим дружеским отношениям как государственным, так и церковным.
Дэмис Поландов: Герман, можно предположить, что, вполне вероятно, ответ будет отрицательным. В принципе, об этом говорит и та пропагандистская кампания, которая началась на государственных телеканалах России по поводу абхазского церковного вопроса. Что вы будете делать, если Русская православная церковь не пойдет вам навстречу?
Герман Маршан: Мы пока еще не получали ответа, и, как мы понимаем, в истории наших взаимоотношений были разные периоды, в том числе и недопонимания. Конкретно священноначалие Русской православной церкви на самом деле само по этому вопросу еще не высказывалось. Мы не отправляли бы никаких писем из Абхазии в Московский патриархат, если бы не надеялись на положительное разрешение этого вопроса, ведь то, что происходит в СМИ, зачастую вещь неконъюнктурная, зависимая от разных положений. Возможно, что есть лица даже в Русской православной церкви, которые выступают против подобного разрешения наших вопросов, но мы ведь не можем, ссылаясь на отдельных представителей священноначалия, выстраивать отношения между церквями и народами. Это было бы абсурдно. Наш народ в количестве 70 000 человек определился с тем, какую церковь он хочет здесь видеть. Теперь мы естественным образом обращаемся к самой ближайшей церкви, кстати, в состав которой когда-то входила Абхазская епархия до революции 1917 года, с тем, чтобы эта церковь поспособствовала решению.
Загляните в историю, ведь до революции у нас на Кавказе существовало общество по восстановлению православия. Сегодня мы призываем священноначалие Русской православной церкви в русле всех этих действий, в том числе и этого общества, в русле действий Поместного собора Русской православной церкви 1917-18 годов, в русле деятельности Святейшего Патриарха Тихона Белавина, который все-таки предоставлял возможность абхазским и осетинским приходам определиться, каким они хотят видеть свое будущее церковное устроение, – мы в русле всех этих уже сложившихся между нами исторических действий обращаемся к Московскому Патриарху с просьбой помочь в воссоздании Абхазской православной церкви. Естественно, что мы не ограничиваемся одним престолом, только одним адресатом. Конечно, подобные обращения мы и 15 мая, и позже адресовали и другим престолам, но сегодня Вселенская патриархия уже ведет переговорный процесс, но Грузинская патриархия, скорее всего, пытается каким-то образом заручиться поддержкой Русской православной церкви и Патриарха Кирилла с тем, чтобы сохранить сложившийся на территории нездоровый статус-кво. Я думаю, что это обращение было сделано в рамках того, чтобы Московская патриархия имела представление о том, чего жаждет и желает народ Абхазии, и действовала, исходя из этих предпосылок.
Дэмис Поландов: Герман, и последний вопрос, наверное, более практический: если завтра Грузинская православная церковь договорится с Русской православной церковью о передаче Абхазии в управление Русской православной церкви, и РПЦ пошлет епископа на территорию Абхазии, – как его встретят клирики и миряне Священной митрополии Абхазии?
Герман Маршан: Я хочу сказать, что это гипотетическое положение, оно, скорее всего, абсолютно никак в реальности воплощаться не будет, потому что возможны всякие переговорные процессы, но священноначалие церквей и епископат – это все-таки люди трезвомыслящие, поэтому мы и предполагаем, что этого не произойдет, но всякое бывает в этой жизни. Любое решение относительно судьбы православия на территории Абхазии, принимаемое за пределами Абхазии и не учитывающее стремления, чаяния и желания народа Абхазии, естественно, будет воспринято негативно и отрицательно. В том числе и здесь. Это никак не решит абхазский церковный вопрос, дестабилизирует естественное положение внутри, и, я думаю, это хорошо понимают предстоятели и священноначалие Русской православной церкви.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия