Accessibility links

Сегодняшний день села Набакеви


Почти все дома в селе разрушены – сначала во время грузино-абхазской войны в начале 90-х годов, и позже, во время обострения ситуации между грузинской и абхазской сторонами. Большинство местных жителей живет в небольших сарайчиках
Почти все дома в селе разрушены – сначала во время грузино-абхазской войны в начале 90-х годов, и позже, во время обострения ситуации между грузинской и абхазской сторонами. Большинство местных жителей живет в небольших сарайчиках
Я нахожусь в селе Набакеви Гальского района. Сегодня здесь отмечают церковный праздник Мариамоба – День Успения Пресвятой Богородицы. Это один из самых дорогих для местных жителей праздников. В каждом доме накрыт стол, и все ходят друг к другу в гости. Большую часть блюд и крепких напитков набакевцы приготовили собственными руками, но часть продовольствия приобрели на рынке в соседнем городе Зугдиди. Грузинский рынок для местных жителей – основное место для закупок. Они ходят туда регулярно, и для этого им часто приходится нарушать т.н. режим пересечения границы.

Село Набакеви, которое является третьим по величине в Гальском районе, тянется на несколько километров вдоль административной границы. Сравнительно недавно здесь открыли официальный пропускной пункт. Я его сегодня посетила, там все очень цивильно, люди по очереди проходят через специальный пост, предъявляют документы и идут дальше. Но проблема в том, что пропускают только тех, у кого есть абхазские или российские паспорта, или же форма №9, а таких в Набакеви – меньшинство. Как мне сказали местные представители власти, лишь 200 человек из 1400, населяющих это село, имеют зеленые абхазские паспорта. Остальным приходится пользоваться т.н. обходными путями, каковых здесь бесчисленное количество – они проходят чуть ли не через каждый двор местных жителей. В результате каждый день десятки набакевцев подвергаются задержанию. Их ведут в местное отделение в российском военном городке, а оттуда везут в Гали, где после выплаты штрафа в размере до 1200 рублей их отпускают.

please wait

No media source currently available

0:00 0:03:22 0:00
Скачать

В селе обветшалая инфраструктура, старые дороги, по которым трудно ездить, в каждом доме есть электричество, но нет газа. Почти все дома были разрушены – сначала во время грузино-абхазской войны в начале 90-х годов, и позже, во время обострения ситуации между грузинской и абхазской сторонами. Так что большинство местных жителей живет в небольших сарайчиках.

Их главный источник доходов – орехи. Как раз сейчас сезон, когда все местные жители отправляются на свои ореховые плантации и собирают урожай. Во дворе почти каждого дома можно увидеть большие скатерти, на которых они сушат орехи. Урожай они сбывают в основном в Гали. Местные жители говорят, что ореховый сезон – один из самых опасных для них, потому что в это время увеличивается количество преступлений; часто в дома местных жителей заходят бандиты, неизвестно какой национальности, и просто забирают у них выручку, которую они получили от продажи урожая орехов.

Но, что бы там ни было, местные жители говорят, что в целом ситуация улучшается. К примеру, набакевцы мне сказали о том, что пять лет назад они не могли даже себе представить, что кто-то, подобно мне, мог к ним приехать. Они говорят, что во многом ситуация улучшилась за счет того, что там появились российские пограничники. Говорят, что бандитам теперь просто опасно ходить по центральным дорогам и открыто грабить дома.
XS
SM
MD
LG