Accessibility links

Линкольн, в котором живет дух Нестора


Сегодня "Линкольн" Нестора Лакоба является украшением коллекции автомобильного реставрационного центра "Молотов гараж"
Сегодня "Линкольн" Нестора Лакоба является украшением коллекции автомобильного реставрационного центра "Молотов гараж"
Судьбы людей и их вещей порой тесно переплетаются, и в прошлом утилитарные предметы вдруг становятся символами своих обладателей. Люди уходят и истлевают, а предметы доносят до нас дух минувших времен и тени своих хозяев. Мне кажется, что именно такая участь досталась автомобилю "Линкольн фаэтон", принадлежавшему Нестору Лакоба – одному из самых известных абхазских политиков, председателю Совнаркома Абхазии с 1922 по 1930 гг. и председателю Центрального исполнительного комитета Абхазии с 1930 по 1936 гг.

Этого авто давно уже нет в Абхазии. Сразу после Отечественной войны 1992-1993 гг. раритетный автомобиль был вывезен из Абхазии и сегодня является собственностью автомобильного реставрационного центра "Молотов гараж" в Подольске. Несмотря на это его судьба регулярно оказывается в центре внимания в Абхазии. Появляются сюжеты и фильмы, в газетах и на сайтах всплывает тема его утраты и возможности возвращения. На днях пользователи Facebook активно обсуждали проблему возвращения в Абхазию лакобовского "Линкольна".

please wait

No media source currently available

0:00 0:05:45 0:00
Скачать

Известный абхазский историк Станислав Лакоба рассказал мне о том, что "Линкольн" был подарен Нестору Лакоба первым секретарем ЦК КП(б) Армении Агаси Ханджяном и католикосом Армении в 1934 году. Он прибыл в Сухум на пароходе из Гамбурга. Весь город собрался в порту, чтобы посмотреть на эту диковинку. Подобная машина была в то время только у Сталина. Машину заправили бензином, но она упорно не желала двигаться с места. В гараже ЦИКа работал старый механик-немец, он наблюдал за бесплодными усилиями и посмеивался, а потом взял булавку и проколол какую-то трубку, топливо стало поступать в мотор, и он завелся. Был такой секрет, о котором никто, кроме него, не знал.

После внезапной смерти Нестора Лакоба во время рабочего визита в Тбилиси в декабре 1936 года его уникальный "Линкольн" не раз менял хозяев. На одном из абхазских сайтов я обнаружила рассказ о том, что его последним хозяином в Абхазии был Алексей Адзынба, и довоенные парады начинались с торжественного выезда машины Нестора Лакоба. За рулем черного блестящего авто сидел ее владелец в белой бурке, окруженный счастливыми детьми! Алексей Адзынба умер перед войной. После войны "Линкольн" был обнаружен на окраине Сухума. В 1995 гг. машина была продана владельцами, родственниками Алексея Адзынба, и ее дальнейшая судьба была неизвестна.

Счастливый случай вывел на нынешних владельцев "Линкольна" абхазскую журналистку Манану Кокоскир. В 2006 году во время ее пребывания в Москве ей позвонил знакомый Евгений Бойченко, преподаватель Московской международной школы бизнеса, и сообщил, что лакобовский "Линкольн" находится в Подольске, в одной из самых крутых реставрационных мастерских России "Молотов гараж", его директором на тот момент была Наталья Вейн. Манана долго раздумывать не стала: взяла камеру и поехала. Вот что она рассказала мне о реставрации "Линкольна" и его пути в Подольск:

"Как сказала мне Наталья Вейн, трудность в реставрации лакобовской машины заключалась в том, что это был штучный экземпляр. Чтобы ее восстановить, им пришлось посылать курьера в Америку за запчастями. Там они за баснословные деньги купили недостающие детали. Она сказала о том, что они приняли решение изменить цвет машины. Изначально она была черная. Мне кажется, что она выигрывала, когда была черная. Увидев ее в белом цвете, я была разочарована. Она приобрела слишком современный вид, чернота подчеркивала ее старинность. Мастер Дорохов подвел меня к машине и сказал, что от "Линкольна" Лакоба осталось только 30%, 70% пришлось заменить. Они ее восстанавливали по фотографиям, которые мне показали. Они же рассказали мне о том, как машина попала к ним. По их сведениям, она была продана некоему кабардинцу, даже не продана, а, скорее, отдана в обмен на "Жигули" стоимостью четыре тысячи рублей. В послевоенные времена это были бешеные деньги. Эту машину отдали, чтобы получить ходовую "Жигули"… Кабардинец продал ее в свою очередь, но уже за другие деньги русскому бизнесмену. А тот привез ее в "Молотов гараж".

Наталья Вейн обратилась ко мне и сказала, что они могут выставить машину на аукцион и продать, но она не хочет, чтобы Абхазия ее потеряла. Она говорила, что нынешняя стоимость "Линкольна" – 500 тысяч евро, но они готовы снизить цену до 400 тысяч евро. В 2006 году она предлагала мне, как представителю Абхазии, найти средства и купить машину. Я приехала в Абхазию и тут же смонтировала фильм, он произвел фурор. Но таких денег у государства не было. Я даже обратилась к одному высокопоставленному чиновнику, он заинтересовался, но так и не выкупил машину. В итоге все эти годы она стоит в этой мастерской и ждет своего покупателя…"

Российский бизнесмен, который сдал машину на реставрацию, впоследствии не смог ее выкупить, так как реставрация оказалась слишком дорогой.

Сегодня "Линкольн" Нестора Лакоба является украшением коллекции автомобильного реставрационного центра "Молотов гараж". Он периодически появляется на выставках технического антиквариата в московском выставочном центре "Крокус-Экспо". А мог бы вернуться в Абхазию и стать украшением Дома-музея Нестора Лакоба. В Абхазии есть люди, которые верят в то, что не все потеряно, можно собрать средства и вернуть в Абхазию машину, в которой, как кажется, спрессовано время и живет дух ее первого владельца.


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
XS
SM
MD
LG