Accessibility links

Генерал песчаной карьеры


Борат
Борат
Одно несомненно – нынешняя югоосетинская власть, конечно же, куда менее свирепа, нежели ее предшественница. Но чтобы оценить по достоинству сей отрадный факт, надо понять его природу. Дело вовсе не в том, что Леонид Тибилов является горячим приверженцем идеалов демократии, боюсь, о них он знает немногим больше Кокойты. Просто по необходимости его команда оказалась коалиционной, и в нее вошли, в том числе, и те люди, которые в прошлом представляли оппозицию.

Вообще, чтобы точно уяснить себе характер происходящего в Южной Осетии сегодня, стоит обратиться к брежневскому периоду существования СССР. Я лично считаю, что у Леонида Ильича есть огромные заслуги перед человечеством. Именно он, а не Горбачев, сломал хребет советскому режиму. Светлой памяти так называемая стагнация – это на самом деле просто крушение идеологии. Даже при Хрущеве, не говоря уже о Сталине, государственная мясорубка подпитывалась энергией веры в единственно верное учение и провозглашенные им цели. При Брежневе, несмотря на то что репрессивный аппарат существовал и продолжал работать, а во внутренней политике вновь закрутили гайки, которые начали было раскручивать в хрущевские времена, государство лишилось идейной опоры. Никто уже не верил в государство рабочих и крестьян, в строительство коммунизма и всю остальную чушь. Это и стало началом окончательного развала СССР.

Тибилов и присные ввергли страну в состояние стагнации, очень напоминающее брежневскую эпоху отсутствием идеального плана, цели, к которой должно стремиться руководимое ими, давайте назовем это государством. Дело в том, что просто одной только функции управления маловато для того, чтобы вдохнуть жизнь в тело государства. В основе развития непременно должна лежать идея о некоем добре, справедливости высшего порядка, достичь которых общество как бы уполномочивает государство. Это так называемый общественный договор.

Увы, Тибилов, наверно, был бы неплохим участковым - обстоятельным, добродушным, - но государственная деятельность явно не его конек. По сути дела, он, как и многие из его окружения, не имеет ни нормального образования, ни серьезного профессионального опыта. Кратковременная учеба в Минске – что-то вроде курсов повышения квалификации - не может компенсировать отсутствие глубоких системных знаний, получаемых в вузе. А воинский чин президента – это как бутафорская шпага: выглядит как настоящая, но заколоть ею никого нельзя. Стада таких генералов бесцельно бродили по Чечне при Дудаеве и Масхадове. То есть практического опыта и теоретических знаний за этим генеральским званием ровно столько, сколько было бы, если бы его присвоили в районном отделении милиции. Так что в понимании президента вверенное ему государство – это нечто вроде колхоза со своей строительной фирмой, бухгалтерией и службой охраны, осколок советской духовности, случайно переживший распад империи.

Ничего особо страшного здесь нет - нынешняя ситуация все равно лучше, чем тот расхлябанный и примитивный авторитарный произвол, который процветал при Кокойты. И, может быть, даже тибиловская стагнация – это совсем неплохо, поскольку она разлагает как раз ту авторитарную идеологию, которая, зародившись при Чибирове, обрела законченную форму в кокойтовский период. Такое гниение естественным образом расчищает дорогу каким-то более современным формам государственного устройства и управления. Но "жить в эту пору прекрасную" ужасно скучно и дискомфортно, поскольку кажется, что седая плесень им. Б.Чочиева выедает значительный отрезок твоей жизни, изгоняя из него все оригинальное, красивое и нестандартное.
XS
SM
MD
LG