Accessibility links

Бирюлевский монастырь


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
В эти дни весь бывший СССР внимательно следит за очередной вспышкой межнациональной напряженности в России - на этот раз в московским районе Бирюлево. Эта тема интересует даже тех, кто в РФ бывает раз в 100 лет - все-таки ключевая страна на постсоветском пространстве.

Самым правильным и политкорректным с моей стороны было бы сказать то, что принято говорить в подобных ситуациях: дежурно поругать национализм, напомнить о правах человека, о толерантности, о том, что в каждом народе есть хорошие люди и плохие. Что там еще... А, да - "у преступников нет национальности"... Все вроде правильно... Но...

В июле 2010 года я три дня был в Москве. Жил в одном из типичных спальных массивов - все куда-то спешат, бегут, закованные в наушники, возле метро - торговые точки, чуть поодаль - "Макдональдс", ну, в общем, Москва.

И вдруг к своему ужасу я оказался свидетелем совершенно мерзкой, тошнотворной сцены: возле станции метро, не стесняясь окружающего столпотворения, скандалили таксисты - в грязных штанах, потертых куртках, небритые, в общем, в моем детстве про таких говорили "с гор спустился". И один из них кричал о чем-то с явным грузинским акцентом, более того, с произношением, характерным для уроженцев Абхазии...

Скандалили они о чем-то своем, мелком, местечковом, хотя наверняка им казалось, что тема их спора - самая важная в мире. Помню, как прохожие с презрением на них смотрели, и, честно говоря, я их прекрасно понимал.

Так же, как в юности, прекрасно понимал, почему в России не любили приезжих кавказцев - и в первую очередь грузин - с вечно поднятыми носами, с презрительным отношением к "русским лохам, не умеющим жить", с вечным выражением похоти и сексуальной озабоченности на лицах... Прекрасно понимаю. Мне и самому бы не понравилось.

С тех пор мало что изменилось, и, на мой взгляд, именно в этом основа взаимной неприязни между русскими и кавказцами-азиатами. Ведь дело же не в том, что у них какие-то ключевые, пусть купленные позиции в бизнесе. Вели бы себя прилично - и эта традиционная ксенофобия была бы на минимальном уровне. Ведь посмотрите, почему произошла вспышка в Бирюлево, разве она имела какое-то отношение к бизнесу, деловым разборкам, дележке территории? Ну, есть у тебя бизнес, зачем к женщинам приставать в грубой форме?

Мои коллеги-либералы в этой ситуации выдвигают практически железный и непробиваемый - на первый взгляд - аргумент: во всем виноваты местные власти, коррумпированные полицейские, да и, между нами говоря, сами русские. Там, где кавказцев мало, чинят беспредел не меньше, чем кто-либо: достаточно вспомнить события в Кущевке, где никаких кавказцев не было...

Вроде бы все правильно... Но это только с юридической и гражданской точек зрения, а еще есть сугубо человеческий подход, который иногда важнее официозного. Скажу честно, мне совершенно наплевать, что делают в России русские: бьют друг друга по пьяни, режут глотки, вымогают деньги у бизнесменов - это не наше дело. Это их страна, это их города, и они имеют право вести себя так, как им позволяет их государство. На 100% уверен: человек, приезжающий в чужой город и уж тем более в чужую страну, должен понимать: в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Не нравится, хочешь "быковать", скандалить на улице, вести себя вызывающе, - что ж, надо понимать, что рано или поздно это вызовет ответную реакцию.

Отвечать на это в том ключе, что "они и сами это делают" - это все равно, что, допустим, вы в порыве злости привыкли бить посуду у себя дома, и тут придет к вам кто-то с улицы тоже бить посуду. "Ну и что, ты ведь тоже бьешь посуду?" - не слишком легитимный ответ.

В этой ситуации могу привести пример Грузии. В последние годы в стране неожиданно появились мигранты из Ирана, стран Юго-Восточной Азии, Египта, Китая. Когда время от времени в социальных сетях и в частных разговорах некоторые мои соотечественники начинают выражать недовольство, я всегда защищаю мигрантов. И знаете почему? Потому что они ведут себя исключительно спокойно, мирно и законопослушно. За последние годы я помню только два инцидента с их участием: два года назад была небольшая драка между местными молодыми бездельниками и группой африканцев и летом был очень тяжелый случай: иранец убил 17-летнюю грузинку в Батуми. Впрочем, эта жуткая история не нашла продолжения, так как убийца оказался бомжеватым шизофреником. Все поняли: иранцы ни при чем, просто девочке сильно не повезло, псих, он и в Тегеране псих...

А вот как бы нам, грузинам, понравилось, если бы индусские студенты нападали на грузинских сверстников, если бы арабы на улице приставали к грузинкам, громко и вызывающе говорили бы на улицах? Подозреваю, что совсем бы не понравилось...

Именно поэтому презираю русских националистов, героизма которых хватает только на то, чтобы напасть на таджика в метро, но при этом совершенно очевидно - мигрантам, а также уроженцам российского Кавказа стоило бы вспомнить про чужой монастырь.

Это не вопрос гражданства, Конституции и прочих высоких материй, - это вопрос приличия.
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG