Accessibility links

Выборы-2013 – прыжок в неизвестность


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
Итак, на следующей неделе Грузия изберет нового президента. В каком-то смысле эти выборы – исторические. Впервые за последние 20 лет мы выбираем президента – не царя, не наместника бога на земле, не великого кормчего и надежду всех сирых и убогих, а всего лишь самого высокопоставленного чиновника страны. К тому же ему предстоит быть главой государства, в котором правящей будет разношерстная коалиция, а не властная вертикаль из железа и бетона.

Бидзина все же уходит. Я долго сомневался, искал в его заявлениях об уходе из политики какую-то хитрость, интригу, расчет, с тем чтобы в конце сказать: ну, ладно, черт с вами, остаюсь... Похоже, что я ошибся. Но в последние пару недель я сделал для себя небольшое открытие относительно мотивов его решения. Мы, как и все жители постсоветского пространства, привыкли искать в заявлениях политиков какой-то скрытый смысл, двойное дно. Искать черную кошку в темной комнате – это не про китайцев, это про постсоветских...

Сколько версий высказывалось после того, как Иванишвили начал все более активно говорить об уходе из политики! Он намерен править из-за кулис, он сговорился с Путиным и специально проталкивает в президенты Даму в очках, а Маргвелашвили – это так, для лохов, или, наоборот, хочет уйти от ответственности в ситуации, когда Москва будет давить все больше и больше... В общем, сколько людей, столько мнений, и привычка во всем видеть заговор даже мне помешала прийти к простому и очевидному выводу: в действиях Иванишвили не стоит искать глубокую интригу – на самом деле все намного проще. Причина его ухода в отставку – ровно та, о которой он говорит: политика не его дело, пора перестать искать мессий, пора повышать политическую культуру, переходить на следующий уровень.

Бидзина Иванишвили на редкость откровенный чувак. Вспомните хотя бы, как он расхваливал своего кандидата Георгия Маргвелашвили и в конце просто взмолился: "У него есть все, что нужно для президента, ну, хватит вам наконец искать мессию, почему все время ждете какого-то сверхчеловека? Сколько можно?" Это не были слова политика - ТАК политики не говорят. Бидзина – не политик, и поэтому позволяет себе говорить просто, без глубокого смысла... К чему мы никак не можем привыкнуть.

Грузия подходит к очередному эксперименту в свой 23-летний постсоветский период – выборы президента-несупермена, парламентское большинство, не имеющее четкого и харизматичного лидера. Что из этого получится – неизвестно никому. Сейчас мы снова стоим на волнорезе и не знаем, прыгнуть в неизвестность или нет. Очевидно, что продолжать поиск титанов и сверхчеловеков уже невозможно. Такого рода политика исчерпала себя уже в 2010 году при позднем Саакашвили. С другой стороны, никто не знает, что будет, если все-таки спрыгнем – неизвестность пугает не меньше, чем привычное зло…

Опыт истории также в данном случае ничем не поможет: иногда прыжок воду в конце концов оправдывает себя, как в случае, когда жители североамериканских колоний Британии бросились очертя голову в воду, и им повезло: сегодня их потомки живут в США…

Другим, наоборот, не повезло: например, после отмены рабства в Америке часть чернокожих в порыве патриотизма вернулась в Африку. Там они основали государство – Либерию, где до сих пор идет война. Представляю себе, как нынешние либерийцы последними словами проклинают своих не в меру вдохновленных предков: "Что вам, идиотам, не сиделось в США?" Никогда не знаешь, что тебя ждет после того, как будет сделан первый шаг. Хуже всего то, что назад прокрутить уже не удастся... Вот и стоим сейчас на волнорезе и думаем: прыгнуть или нет? Или, может, так и остаться стоять там до конца веков и думать: а что было бы, если бы прыгнули?

Грузия стоит перед очередным этапом развития, и совершенно непонятно, что будет и как. Слабый президент, разношерстный парламент, коалиция, которая, вероятно, не распадется, но, конечно, никакой консолидированной и сильной власти не будет. При этом в ситуации, которая явно требует кулака: за последние несколько месяцев в стране пробудилась и вылезла наружу вся мерзость, которая в период "националов" находилась под жестким прессом – агрессивные националисты, враждебная государству Церковь, темная толпа, готовая давить все меньшинства – от сексуальных до религиозных. На этом фоне невероятно активизировались пророссийские силы во главе с Дамой в очках, которые нисколько не стесняются собственного убожества и даже гордятся им, претендуя как минимум на второе место.

Тут явно нужен кто-то, кто стукнет по столу и призовет всю эту шваль к порядку, но... Сделать это некому. В этом главный вызов грузинской государственности в ближайшие три года. Выбор небогатый. Вариант позитивный: политическая элита научится управлять коллективно, не размениваясь на мелочные амбиции, и, наконец, появятся демократические институты – просто потому, что не будет другого выхода. Вариант негативный: неопределенность приводит к хаосу, а хаос, как всегда, – к диктатуре...

27 октября Грузия не просто идет на избирательные пункты. 27 октября Грузия прыгнет-таки с волнореза...
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG