Accessibility links

Харун ар-Руси: «Объявите официально, что Россия – христианская теократия»


Руководитель Национальной организации русских мусульман Харун ар-Руси (в прошлом – Вадим Сидоров). фото: golosislama.ru
Руководитель Национальной организации русских мусульман Харун ар-Руси (в прошлом – Вадим Сидоров). фото: golosislama.ru
ПРАГА---Сегодня в рубрике «Гость недели» руководитель Национальной организации русских мусульман Харун ар-Руси (в прошлом – Вадим Сидоров).

Дэмис Поландов: Как вас лучше называть – Вадим или Харун?

Харун ар-Руси: Харун.

Дэмис Поландов: Сегодня мы вас пригласили в нашу рубрику «Гость недели», в которую мы обычно приглашаем либо просто известных людей, любо людей, у которых что-то знаменательное произошло на неделе. Вы известны в определенных кругах, и у вас все-таки есть и событие. Передо мной лежит текст заявления Национальной организации русских мусульман с очень жестким ярким названием: «О геноциде русских мусульман в Российской Федерации». Я хотел бы вас, прежде всего, спросить о том, что происходит с русскими мусульманами в России, сколько их, о какой группе вообще идет речь?

Скачать

Харун ар-Руси: Русских мусульман в России десятки тысяч. Я думаю, примерно от 20 до 50 тысяч, если считать всех. Они представляют разные социальные слои людей, имеющих разные идеологические предпочтения, живущих в крупных городах, маленьких населенных пунктах, в том числе и в глухих деревнях. На данный момент всех их объединяет то, что они являются париями общества. Они, в принципе, изначально, с момента своего появления, не были признанной группой. Например, сейчас, с разрывом в несколько дней после нашего заявления, по странному стечению обстоятельств Русская православная церковь решила начать кампанию в защиту кряшенов в Татарстане – это такая конфессиональная общность православных татар. Но дело в том, что если сравнивать положение православных татар и русских мусульман, – оно совершенно несравнимо. Даже известный американский советолог, россиевед Поль Гоубл написал на английском языке заметку, которая показывает, насколько отличается положение православных татар в Татарстане и русских мусульман в целом по России.

Дэмис Поландов: Харун, вы сказали о неприятии русских мусульман обществом, но все-таки геноцид – это действие, которое совершает государство. В отношении русских мусульман осуществляются какие-то действия именно государством?

Харун ар-Руси: Да, конечно, государством. Если бы речь шла только об обществе, можно было бы говорить о каких-то исламофобских проявлениях, и это, в общем, естественная в каком-то смысле тенденция – она имеет место и на Западе. Но если мы говорим о каком-то правовом демократическом государстве, то в нем есть возможность противостоять этой тенденции, т.е. создавать какой-то положительный образ, вести дискуссии, круглые столы, социальную рекламу и т.д. В России нет свободного гражданского общества, поэтому установки общества определяются государством, по крайней мере большинством, которое негласно ведет политику искоренения русских мусульман как общности. В первую очередь, естественно, это дело силовых структур, которые по всей стране контролируют русских мусульман, и при любой активности люди подвергаются давлению, выживанию из страны, запугиванию, вербованию. В последнее время силовики вернулись к практике подброса оружия и наркотиков. Если до этого стремились возбуждать т.н. политические статьи за высказывания в блогах, социальных сетях, то сейчас новация: даже люди, которые не ведут публичную активность, находятся в зоне риска, т.е. если человеку нечего «пришить» за то, что он что-то говорит или пишет, к нему просто вламываются домой, подбрасывают оружие, наркотики и, как говорят в народе, закрывают по этой статье. Эти тенденции приняли повсеместный характер. Практически во всех регионах русские мусульмане запуганы, и это не преувеличение. То есть, когда я говорю, что это парии общества, это не преувеличение.

Дэмис Поландов: Харун, меня удивило то, что в вашем заявлении почему-то нет имен, фамилий. Это сознательная позиция? Вы не раскрываете детали каких-то конкретных дел?

Харун ар-Руси: Дел достаточно много, и они на слуху. Даже если взять последние несколько месяцев, на слуху громкое дело петербургской общины русских мусульман, по которому проходили десятки людей. Известен лидер этой общины – Максим Байдак, который был объявлен чуть ли не международным преступником, террористом, при этом юридические обвинения были настолько смехотворны, что суд даже не счет нужным вынести ему меру пресечения в виде задержания под стражей. Учитывая реальный настрой следствия, Байдак решил не рисковать, и, насколько известно, он сейчас находится за пределами России и готовится попросить политическое убежище. Но там же не только он один был, там просто хватали всех русских мусульман, т.е. это были тотальная зачистка и погром. После этого, буквально с интервалом в месяц, схожий случай произошел в подмосковной Балашихе с парнем-украинцем Александром Галамбицей. Тоже смехотворно это выглядело: у соблюдающего мусульманина «нашли» в машине амфетамин. Ну, естественно, что еще возить в машине соблюдающему мусульманину? Оружие, как обычно. Это, кстати, фирменный балашихинский почерк, потому что несколько лет назад, когда там арестовывали главу издательства «Сад» Айдара Хабибуллина, у него тоже нашли в валенке гранату. Это только два случая, в принципе, мы сталкиваемся со случаями, когда сами близкие просят не поднимать шум, наивно надеясь договориться со следствием. Сейчас произошел случай в Сочи, по поводу которого мы тоже готовим заявление, будем следить, как там идет ход расследования. Суть в том, что у парня, который не вел никакой публичной деятельности, за которого на 100% можно поручиться, что он не террорист, «нашли» дома оружие, тротиловую шашку, ему дали 15 суток за сопротивление полиции. Просто смешно. Если на него посмотреть, он ни по физическим, ни по психологическим данным не может быть человеком, который может оказать сопротивление. Сейчас ему продлили срок еще на 10 дней. То есть это будни жизни. Не проходит и месяца, чтобы не было какого-то нового дела.

Дэмис Поландов: Харун, существует мнение, что русские мусульмане – неофиты, достаточно часто придерживаются радикальных форм ислама. Вы можете опровергнуть это мнение?

Харун ар-Руси: Прежде чем опровергать это мнение, надо несколько в другом русле посмотреть на проблему. Если мы отталкиваемся от того, что у нас конституционное государство и общество и констатируем некую проблему, чтобы ее решать, – это одна ситуация, и я готов об этом поговорить. Но я просто хочу сказать, что в нынешней ситуации эти разговоры являются не более чем обеспечением тотальных репрессий против всех русских мусульман, как общности. Отдельные проявления какого-то экстремизма, терроризма, которые имеют место быть и в других общностях, используются в пропагандистской войне для того, чтобы поставить вне закона всех русских мусульман. С этим категорически нужно покончить, потому что православных террористов, маньяков, насильников никто же не рассматривает в том контексте, что надо все это сообщество запретить или признать преступным или экстремистским, правильно? Когда говорят о русских мусульманах, о том, что в этом сообществе какой-то повышенный процент экстремистов или какого-то криминогенного элемента, хотя на самом деле никто это не выяснял, нет никаких доказанных фактов, - проблема обсуждается именно под тем углом, что это как бы группа преступников, которую нужно искоренить. Если мы сумеем преодолеть этот подход, то и у меня есть соображения, и неоднократно организация русских мусульман высказывала свои предложения, как нормализовать ситуацию в русском мусульманском сообществе. Если кратко, одной фразой, то можно сказать, что людям надо дать альтернативу, т.е. людям нужно выделить некий канал, в рамках которого они смогут строить позитивный ислам, свободный от этих форм проявления. Но его нет, и это как раз играет на усиление протестных настроений и тенденций, которые выталкивают людей, в том числе в такие крайние формы.

Дэмис Поландов: Харун, я пытаюсь понять логику такого преследования русских мусульман. Почему государство идет именно по этому пути? Мы можем себе представить исламское государство, в котором прозелетизм или переход из ислама в другую религию может караться даже смертной казнью, но Россия – светское государство. По какому принципу тогда выделяется именно группа этнических русских мусульман? Я просто понять не могу, какая в этом логика?

Харун ар-Руси: В том-то и дело, что непонятно, какое Россия государство, потому что есть Конституция, которая стоит не больше, чем бумага, на которой она написана, и это ровно то, о чем мы говорим, т.е. когда нам иногда ставят в укор то, что вы сказали об исламском государстве, и говорят: «Почему в исламских государствах так, а вы, мусульмане, в христианском государстве требуете для себя каких-то прав?» Тогда мы просто четко говорим: «Признайте, что эта Конституция просто мертворожденный продукт, что она не действует, официально объявите, что Россия – христианская теократия, мусульманам в ней места нет или они должны быть каким-то второсортным элементом, а русские мусульмане вообще находятся вне закона. Признаете? Вопросов нет никаких. Вы это констатируете, и мы на этом основании будем требовать убежища для русских мусульман как для официально изгоняемой группы». Но существует разрыв. Официально они признают Конституцию, где русским, в том числе, гарантированы свобода совести и право выбора любой религии, но неформально у них установки абсолютно несовместимые с этим. Если говорить о причинах этого, я думаю, что мы их видим, идеологи этого выживания русских мусульман со свету известны поименно – это Роман Силантьев или российский Институт стратегических исследований. Это все люди, официально близкие Московской патриархии. Я подчеркну, что когда мы говорим о православной церкви, мы говорим об определенной группировке, которая хочет узурпировать не только всю духовную жизнь в стране, но и православие как таковое, потому что есть немало православных, которые не признают Московскую патриархию. Это люди, близкие к Московской патриархии, т.е. мы не можем обвинить Московскую патриархию как юридическое лицо, потому что никаких формальных действий для этого она не предпринимала, но все эти люди очевидно связаны с ней, и от них исходят установки нагнетания этой ненависти по отношению к русским мусульманам как к общности.
XS
SM
MD
LG