Accessibility links

Грузия, Сочи, Северный Кавказ


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия
Как известно, в настоящее время все внимание мировой общественности, и грузинской в том числе, приковано к Олимпийским играм. Для Грузии это особый вопрос – и понятно почему. Однако сейчас я не собираюсь говорить об Олимпиаде, о ней уже все и так сказано.

Лично меня в этом контексте больше беспокоит и, скажу прямо, возмущает другое событие, которое по идее должно быть связано с Сочи-2014. Речь идет об абсолютно для меня непонятной и неприемлемой политике нашего правительства в отношении Северного Кавказа.

В последнее время в СМИ, в том числе и на «Эхе», появились сообщения о дискриминационных мерах в отношении уроженцев соседних республик при пересечении ими границ Грузии. Разумеется, все это, может быть неточно, недостоверно, а случаи запрета на прибытие в страну могут быть единичными. Однако боюсь, что все не так просто – слишком много об этом пишут, причем совершенно разные люди из разных республик – Дагестана, Чечни, Ингушетии.
Честно говоря, я верю в то, что все обстоит ровно так, как пишут уроженцы северокавказских республик, поскольку это вполне соответствует политике правительства «Мечты».

Ведь если разобраться, в чем суть «новой российской политики» нынешних властей? Не будучи пророссийскими и продолжая линию на евроинтеграцию Грузии, они пытаются заниматься типично грузиноидской игрой – не предлагая ничего по сути, вылезть за счет мелких и никому не нужных жестов. Им кажется, что Путина можно задобрить, послав спортсменов на Олимпиаду, начав поставки вина на российский рынок, прекратив называть оккупантов оккупантами и обставив дело так, будто речь идет не о враждебной стране, а о заблудшем друге.

Звучит это по меньшей мере смешно, так как России глубоко наплевать и на нашу олимпийскую сборную, и на наше вино, и на наши хачапури-хинкали. Это вообще за рамками здравомыслия – считать, что мы делаем большое одолжение России, продавая на ее рынке нашу же продукцию. А еще такие мелочи, как всякие концерты-шмонцерты с последующими слезливыми охами-вздохами о том, «как же нам вас не хватает»...

В ряду этих жалких попыток выбить из Путина скупую мужскую слезу вполне логичное место занимает и откровенно дискриминационная политика в отношении Северного Кавказа. Наши власти имитируют бурную деятельность по «борьбе против терроризма» и постоянно напрашиваются на благодарность со стороны Москвы – посмотрите, какие мы хорошие и как вам помогаем.

Но, увы, в Кремле прекрасно понимают, что террористам гораздо легче попасть в Сочи из Нальчика, чем из Тбилиси, и всю эту игру воспринимают как мелкий подхалимаж, что само по себе противно.

Мотивация «Мечты» усугубляется и тем, что политику привлечения умов и сердец жителей СКФО начал ненавистный Миша, а это еще один повод для того, чтобы ее свернуть.

Все это заслуживало бы легкую улыбку типа «чем бы дитя не тешилось», если бы не одно обстоятельство: нынешняя глупая политика в отношении ближайших наших соседей никак не способствует росту авторитета грузин в регионе. По мне, так это слишком высокая цена для того, чтобы продемонстрировать чистосердечную дружбу Москве. Разумеется, «дружба начинается с улыбки», но портить отношения с теми, кто жил по соседству с нами задолго до того, как на Кавказе появилась Россия, – выглядит не очень достойно.

Тем более что «Мечта» на этом поприще – не первая. Всем кажется, что Саакашвили – клинический русофоб, который с первого дня прихода к власти начал поносить последними словами Россию и ее президента. А меж тем, если слегка освежить память и вспомнить, что происходило до конца 2006 года, то возникает очень интересная картина: делал и говорил он ровно то, что говорит и делает сегодня «ГМ». И попытки вылезть за счет дружбы, начинающейся с улыбки, в 2004-2006-м годах были не меньше в моде, чем в 2013-2014-м.

Кстати говоря, касалось это и кавказцев: в 2005 году Саакашвили принял позорное и мерзкое решение о выдаче России пяти чеченцев. При этом не хочу показаться экстремистом, но мне совершенно без разницы, что они воевали у себя на родине, против Грузии они ничего не предпринимали и жили здесь спокойно, никому не мешая. В конце концов, боевики из Чечни в большом количестве живут в Европе и Турции, но никто не спешит выдавать их Москве.
Как и следовало ожидать, ничего из этого не вышло. Тот, кто торгует принципами, не получит взамен ничего. Миша слишком поздно это понял и попытался наладить отношения с народами Северного Кавказа. В данном случае я не говорю о политике, черкесском вопросе и т.д. Речь идет об обычных, сугубо человеческих поездках кавказцев в Грузию, никак с политикой не связанных.

Прошлой власти понадобилось несколько лет на то, чтобы более или менее восстановить нормальные отношения с соседними народами. Не хотелось бы, чтобы «Мечта» разрушила их за пару месяцев, бестолково желая угодить Москве...

Олимпиада скоро закончится, и надеюсь, что после этого все восстановится в прежнем режиме. А вот если нет, то, значит, дела обстоят еще хуже, чем я думаю.
  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG