В сегодняшнем номере еженедельника «Эхо Абхазии» почти полоса отведена под публикации, связанные с Драндским храмом. Произведенные местным священником и прихожанами ремонтные работы в храме вызвали возмущение у специалистов. Ведь это культовое сооружение, как считают многие историки, было возведено в Абхазии в VI веке по приказу византийского императора Юстиниана Великого.
«Батюшка особого назначения» – так назвали свое письмо в редакцию «Эхо Абхазии» прихожане Драндской церкви супруги Юрий и Наталья Рутта. Их встреча с отцом Андреем произошла три года назад, когда они увидели его возившим близ храма камни на тележке...
Андрей Струцкий, воевавший в конце 80-х годов прошлого века в Афганистане, впервые попал в Абхазию в 2005 году в составе миротворческих сил СНГ. Потом в его жизни наступил резкий поворот: окончил духовную семинарию, был рукоположен в сан священника. Подполковник медицинской службы, врач высшей квалификации стал иереем Андреем.
Драндский храм, когда в нем заступил на службу отец Андрей, представлял собой печальное зрелище. Крыша ржавая, внутри – голые стены, проводка неисправная. Батюшка засучил рукава. Помогали все – абхазы, русские, армяне, греки, молдаване – кто чем может: продуктами, вещами, своим трудом. Восстановительные работы не ограничились лишь внутренним устройством. Отремонтировали и покрасили крышу, фасад храма облачился «в белые одежды», построили трапезную для гостей и паломников, установили поклонный крест, возвели монастырскую гостиницу на руинах одного из бывших зданий монастыря; сейчас батюшка и трудники (так называют добровольных работников в церкви) заняты восстановлением одного из монашеских корпусов.
Батюшка Андрей, по словам авторов письма, – человек безграничной доброты, кристальной честности и порядочности. Юрий и Наталья Рутта сопроводили письмо и восторженными стихами своего сочинения «Драндскому храму и отцу Андрею». Впрочем, принесшая эти тексты в редакцию Наталья не скрывала, что движущим мотивом их обращения в прессу послужило желание поддержать отца Андрея, защитить от нападок, от тех, кто хотел бы убрать его из Дранды.
О сути претензий к священнику дает представление другая публикация «Эхо Абхазии» – о состоявшейся недавно в сухумском Центре им. Ю. Воронова встрече историков и представителей общественности, на которой состоялся просмотр документального фильма абхазской тележурналистки Мананы Кокоскир «Драндский собор». Автор фильма рассказала об истории, особенностях строения и культурном значении Драндского храма. Десять лет назад, когда шли съемки фильма, храм выглядел иначе, чем сейчас.
Журналистам удалось запечатлеть купель, выточенную в полу. После просмотра Манана Кокоскир рассказала, что сегодня купель заменили железобетонной конструкцией. Своим возмущением на встрече делились начальник Управления охраны историко-культурного наследия Гарри Сангулия, историк Сурам Сакания и другие. Железобетонную конструкцию в форме креста облицевали кафелем, прикрутили металлические поручни. А ведь не только историки боролись с несанкционированным строительством в древнем храме. Президент Абхазии Александр Анкваб давал предписания избавиться от уродливого сооружения.
В 2010 году храмы постановлением правительства были переданы в бессрочное пользование Абхазской православной церкви. Но, как говорят в Управлении охраны историко-культурного наследия, это не значит, что священники становятся хозяевами храмов. Ученые обвиняют отца Сергия (Джопуа), настоятеля Илорского и Драндского храмов, и отца Андрея, служащего священника, в самовольном строительстве и небрежном отношении к древней святыне. В Илорском храме в соседнем Очамчырском районе сложилась похожая ситуация. Там над церковью возвели лукообразный купол, что абсолютно не свойственно базиликам. Как рассказывает Сурам Сакания, никак не удается заставить ответственных за церковь лиц убрать этот уродующий храм купол.
Вот такие диаметрально противоположные подходы к происходящему ныне в Драндском храме. Однако у специалистов не вызывает сомнений, что реставрационные работы в древнем храме должны проводиться и контролироваться специалистами.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
«Батюшка особого назначения» – так назвали свое письмо в редакцию «Эхо Абхазии» прихожане Драндской церкви супруги Юрий и Наталья Рутта. Их встреча с отцом Андреем произошла три года назад, когда они увидели его возившим близ храма камни на тележке...
Андрей Струцкий, воевавший в конце 80-х годов прошлого века в Афганистане, впервые попал в Абхазию в 2005 году в составе миротворческих сил СНГ. Потом в его жизни наступил резкий поворот: окончил духовную семинарию, был рукоположен в сан священника. Подполковник медицинской службы, врач высшей квалификации стал иереем Андреем.
Драндский храм, когда в нем заступил на службу отец Андрей, представлял собой печальное зрелище. Крыша ржавая, внутри – голые стены, проводка неисправная. Батюшка засучил рукава. Помогали все – абхазы, русские, армяне, греки, молдаване – кто чем может: продуктами, вещами, своим трудом. Восстановительные работы не ограничились лишь внутренним устройством. Отремонтировали и покрасили крышу, фасад храма облачился «в белые одежды», построили трапезную для гостей и паломников, установили поклонный крест, возвели монастырскую гостиницу на руинах одного из бывших зданий монастыря; сейчас батюшка и трудники (так называют добровольных работников в церкви) заняты восстановлением одного из монашеских корпусов.
Батюшка Андрей, по словам авторов письма, – человек безграничной доброты, кристальной честности и порядочности. Юрий и Наталья Рутта сопроводили письмо и восторженными стихами своего сочинения «Драндскому храму и отцу Андрею». Впрочем, принесшая эти тексты в редакцию Наталья не скрывала, что движущим мотивом их обращения в прессу послужило желание поддержать отца Андрея, защитить от нападок, от тех, кто хотел бы убрать его из Дранды.
О сути претензий к священнику дает представление другая публикация «Эхо Абхазии» – о состоявшейся недавно в сухумском Центре им. Ю. Воронова встрече историков и представителей общественности, на которой состоялся просмотр документального фильма абхазской тележурналистки Мананы Кокоскир «Драндский собор». Автор фильма рассказала об истории, особенностях строения и культурном значении Драндского храма. Десять лет назад, когда шли съемки фильма, храм выглядел иначе, чем сейчас.
Журналистам удалось запечатлеть купель, выточенную в полу. После просмотра Манана Кокоскир рассказала, что сегодня купель заменили железобетонной конструкцией. Своим возмущением на встрече делились начальник Управления охраны историко-культурного наследия Гарри Сангулия, историк Сурам Сакания и другие. Железобетонную конструкцию в форме креста облицевали кафелем, прикрутили металлические поручни. А ведь не только историки боролись с несанкционированным строительством в древнем храме. Президент Абхазии Александр Анкваб давал предписания избавиться от уродливого сооружения.
В 2010 году храмы постановлением правительства были переданы в бессрочное пользование Абхазской православной церкви. Но, как говорят в Управлении охраны историко-культурного наследия, это не значит, что священники становятся хозяевами храмов. Ученые обвиняют отца Сергия (Джопуа), настоятеля Илорского и Драндского храмов, и отца Андрея, служащего священника, в самовольном строительстве и небрежном отношении к древней святыне. В Илорском храме в соседнем Очамчырском районе сложилась похожая ситуация. Там над церковью возвели лукообразный купол, что абсолютно не свойственно базиликам. Как рассказывает Сурам Сакания, никак не удается заставить ответственных за церковь лиц убрать этот уродующий храм купол.
Вот такие диаметрально противоположные подходы к происходящему ныне в Драндском храме. Однако у специалистов не вызывает сомнений, что реставрационные работы в древнем храме должны проводиться и контролироваться специалистами.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия