Accessibility links

Сериал мести


Гиа Нодиа
Гиа Нодиа
Украина и Грузия обречены на взаимные сравнения. Часто аналогии касаются внутриполитических процессов, но сейчас это малоактуально. Идет российское военное вторжение на Украину, и всемирный комментариат проводит параллели с российской же агрессией против Грузии в 2008-м. Мы не знаем, чем все это закончится: распадом Украины, распадом России, развалом фактической системы региональной безопасности в Европе или ничем особенным. Но ясно, что нынешний кризис и война 2008 года – две главы одной и той же истории.

Говоря языком сериалов, это, прежде всего, история мести. Россия мстит Западу за унижение, которому он, Запад, ее подверг. Люди, избравшие Саакашвили, или те, кто изгнал Януковича, – всего лишь марионетки Запада, и не имеет никакого значения, понимают сами они это или нет. Южная Осетия, Абхазия, Крым или Донбасс России на самом деле не нужны – они могут принести лишь политические проблемы и новые черные дыры для бюджетных миллиардов. Мыслящие мещански-рационалистическими категориями западные аналитики постоянно и неправильно предсказывали, что Россия, например, не захочет признавать независимость Абхазии и Южной Осетии: зачем ей это надо? Но для униженной и оскорбленной России приоритет – как-то в ответ унизить Запад, без этого ее самооценка падает еще ниже. А для этого Запад надо поставить в ситуацию, когда он выглядит беспомощным. Да, выскажет Европа глубокую озабоченность, но что она сможет нам сделать? Вот сейчас Обама сказал, что будут серьезные последствия, – но будут ли?

please wait

No media source currently available

0:00 0:04:37 0:00
Скачать

Есть ли элемент правды в том, что Запад хочет унизить Россию? Отдельные аналитики демонстрируют сбалансированный подход: мы тоже не совсем правы, надо больше принимать во внимание российские интересы, на Майдане действительно было много плохих людей и т.д. Это все полная чепуха. На Майдане действительно были и плохие люди тоже – ну и что? Проблема России не в том, что Запад хочет ее откуда-то «выдавить». Главное, что она не может предложить своим соседям ничего позитивного, а Запад – может. Быть с Россией немодно и непрестижно, а с Западом – престижно. Да, мы знаем, что в глобальном масштабе доминированию западной цивилизации может скоро прийти конец, что у Евросоюза серьезные проблемы. Но даже если акции Запада на глобальном рынке падают, они падают по сравнению с Китаем и Индией, а не с Россией. Даже если внутри Евросоюза есть элементы кризиса, внутренний кризис России гораздо глубже.

От этого дисбаланса уйти некуда. Поэтому периодические оскорбления Запада через военную агрессию против их воображаемых «марионеток», – даже если они остаются безнаказанными, как 2008 году, – не могут принести настоящей сатисфакции. Это скорее акты отчаяния, которые лишь подчеркивают структурную слабость России. Сатисфакция может наступить лишь в том случае, если Россию начнут по-настоящему уважать, а не только опасаться. А вот этого такими методами достичь невозможно.

Россия на самом деле нужна лишь тем, кого она может конкретно от кого-то защитить: абхазам – для защиты от грузин, армянам – от азербайджанцев. Если крымчане считают, что им нужна защита от европейской Украины, никто, кроме России, этого делать не будет. Но даже в этих случаях Россия не может достичь своих целей: ни Грузия, ни Азербайджан, ни Украина под ее дудку плясать все равно не будут, и даже абхазы время от времени проявляют строптивость и «неблагодарность».

Понимает ли Запад реальные причины российского поведения? Многие наверно, понимают, но главное в другом: большинство западных политиков инстинктивно избегают признания реальности. У европейцев и американцев много других забот, и они надеются, что фундаментальные проблемы с Россией как-то утрясутся сами собой. Поэтому им удобно было более или менее равномерно распределить вину за войну 2008 года между Путиным и Саакашвили: конечно, действия России были неприемлемы, но Саакашвили должен пенять на себя, нужно было вести себя осторожнее.

Сейчас ситуация другая: сколько ни говори, что на Майдане были плохие люди тоже, спихнуть вину за российскую агрессию на украинских же политиков невозможно. Западу труднее не действовать жестче, даже если не очень хочется. Возможно, это не слишком много значит, но большего пока сказать невозможно.
  • 16x9 Image

    Гиа Нодиа

    Родился 4 сентября 1954 г. в Москве, в 1976 г. закончил философский факультет Тбилисского государственного университета. 

    В 1982 г. защитил диссертацию и стал кандидатом философских наук. Гиа Нодиа в настоящее время - профессор Университета Ильи в Тбилиси и председатель Кавказского института мира, демократии и развития.  

    Сотрудничает с Радио Свобода с 1989 г., на постоянной основе (на «Эхе Кавказа») – с 2009 года.

XS
SM
MD
LG