Accessibility links

Для чего Азербайджану оружие?


Согласно докладу Стокгольмского международного института исследования проблем мира, по объемам импорта вооружений за последние четыре года Азербайджан занял второе место в Европе
Согласно докладу Стокгольмского международного института исследования проблем мира, по объемам импорта вооружений за последние четыре года Азербайджан занял второе место в Европе
ПРАГА---Согласно докладу Стокгольмского международного института исследования проблем мира, по объемам импорта вооружений за последние четыре года Азербайджан занял второе место в Европе, лишь немного уступая Великобритании. О причинах такого активного импорта мы побеседовали с азербайджанским экспертом, директором исследовательского центра «Восток-Запад» Арастуном Оруджлу.

Арастун Оруджлу: В первую очередь, это, естественно, связано с тем фактом, что часть территории Азербайджана находится под оккупацией, и в то же время два года назад между Россией и Арменией был подписан новый военный договор. Естественно, Азербайджан в этих условиях вынужден пытаться как бы сохранить паритет. С другой стороны, у Азербайджана огромные трудности с определением своих внешнеполитических приоритетов, в том числе и по вопросам безопасности. Я думаю, что именно такая массовая закупка оружия Азербайджаном обусловлена определенными политическим факторами. 2-3 года назад была информация, и азербайджанская сторона этого не отрицала, об очень широком сотрудничестве с Израилем в вопросах военных технологий и закупке военного оборудования. Но в прошлом году вдруг азербайджанское общество было удивлено тем, что Азербайджан закупил оружие, причем довольно современное наступательное оружие, у России более чем на миллиард долларов. Сейчас Азербайджан старается как-то наладить отношения по закупке военной техники с Турцией.

please wait

No media source currently available

0:00 0:06:03 0:00
Скачать

Спрашивается: зачем Азербайджану такая диверсификация? Я думаю, что за этим кроется определенный политический фактор. Фактически Азербайджан, закупая вооружение у России, как бы проявляет этим лояльность или показывает свою добрую волю, с другой стороны – отношения с Израилем, с третьей стороны – союз с Турцией. Я думаю, что это, грубо говоря, дача взятки военной промышленности этих стран, а в противном случае малочисленной армии зачем так диверсифицировать свое вооружение, закупать его у трех, четырех, пяти стран – в этом списке есть еще и другие страны, например, Украина, хотя у нее закупали в основном советское, российское вооружение. Есть другие сигналы, например, Азербайджан пытается наладить в этой же области отношения с Южной Кореей и с другими странами. То есть, я думаю, что это в первую очередь желание тратить нефтяные деньги ради того, чтобы получить политическую поддержку крупных держав или добиться политической лояльности. Я не сомневаюсь в том, что Азербайджан мог бы закупить (и с удовольствием бы закупил) вооружение у Соединенных Штатов, если бы не существующие санкции. Кстати, сейчас пошли разговоры о том, что Азербайджан собирается закупать современные самолеты у Великобритании. Я не знаю, насколько это реально и насколько это может быть осуществлено, но в любом случае, несмотря на санкции о поставках вооружения конфликтующим странам и соответствующее решение Совета Безопасности ООН, Россия их регулярно нарушает, Израиль продавал и продает военную технику Азербайджану, с Турцией есть определенное сотрудничество и т.д.

Лично я очень критически отношусь к тому, как политическое руководство сравнивает военный бюджет Азербайджана с государственным бюджетом Армении. Я считаю, что в вопросах вооружения, военного конфликта – это вообще не показатель, потому что, допустим, те же Соединенные Штаты, когда ввели войска в Афганистан, может быть, в тысячи крат превышали экономический и военный потенциал Афганистана, но мы все хорошо знаем, чем это закончилось. Такой же горький опыт имеет и Советский Союз с вторжением в Афганистан. То есть, я считаю, что это не показатель, тем более что если Азербайджан попытается силой освободить оккупированные территории, безусловно, он столкнется с очень резкой реакцией России, и в том числе силовой, военной реакций. Как это может произойти, мы сегодня реально видим в Крыму и на Украине. Поэтому, я думаю, что есть, конечно, желание усилить армию, хотя бы сделать ее в определенной степени обороноспособной, но в то же время есть факторы политической лояльности, достижения политического партнерства или союзнических отношений.
XS
SM
MD
LG