Accessibility links

Конец эксклюзивной модели


Действующая Конституция Грузии предусматривает баланс сил между исполнительной, законодательной властями и президентом следующим образом: очень сильный премьер-министр, сильный парламент и слабый президент
Действующая Конституция Грузии предусматривает баланс сил между исполнительной, законодательной властями и президентом следующим образом: очень сильный премьер-министр, сильный парламент и слабый президент
Сегодня члены Госкомиссии по реформированию главного документа страны вновь заговорили о несовершенстве Конституции Грузии. Спустя год после прихода «Грузинской мечты» к власти в комиссии решили подготовить проект новой модели конституции уже к сентябрю.

Почему «Грузинскую мечту» не устраивает действующая модель конституции? Об этом перед заседанием Госкомиссии по реформированию главного документа страны рассказала депутат парламентского большинства Эка Беселия:

«Очень сложно определить, какая модель конституции работает сегодня у нас в стране. Я бы назвала ее эксклюзивной моделью Саакашвили. Теперь мы должны решить, идем ли мы к парламентской республике, где президент будет символической фигурой, или к той модели, где полномочия парламента и президента будут сбалансированы».

Эка Беселия, будучи в оппозиции, выступала против конституционных поправок, принимаемых правительством «Нацдвижения». В первые годы правления президента Михаила Саакашвили главный документ государства был изменен и позволил всю власть аккумулировать в руках президента. К истечению срока президентства Саакашвили «Нацдвижение» с помощью поправок усилило роль премьер-министра. Политические оппоненты прежней власти оценили это как намерение Михаила Саакашвили остаться у власти в ранге премьер-министра. Это предположение казалось более вероятным еще и потому, что поправки, принятые в 2010 году, вступали в силу после президентских выборов 2013 года.
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:17 0:00
Скачать

Действующая Конституция Грузии предусматривает баланс сил между исполнительной, законодательной властями и президентом следующим образом: очень сильный премьер-министр, сильный парламент и слабый президент. Один из членов госкомиссии, представитель парламентского большинства Вахтанг Хмаладзе сегодня предложил рассмотреть модель, согласно которой было бы правильнее, чтобы кандидатуру главы кабинета министров президенту представлял не парламент, а президент после предварительных консультации с парламентом. Но это еще не все, говорит Вахтанг Хмаладзе:

«Сегодня процедуры комплектования и роспуска правительства очень осложнены. Это надо исправить, следуя основным принципам конституционализма: все должно быть ясно, понятно и не требовать много времени».

Представители «Нацдвижения» не поддерживают идею глобального пересмотра конституции, считают, что можно говорить лишь о мелких изъянах документа, в основном технического характера. Парламентское меньшинство выступает против сокращения полномочий президента, за его избрание прямым путем, а не законодательным органом. Кстати, в поддержку этой модели неоднократно выступал бывший премьер-министр Бидзина Иванишвили. Впрочем, входящие в госкомиссию представители гражданского сектора отмечают, что процесс реформирования конституции только начался. Обсуждение находится в стадии обмена идеями. Конституционалист Вахушти Менабде ничего опасного в очередных конституционных поправках не видит:

«Действующая конституция и в самом деле нуждается в фундаментальных и технических изменениях. Главное в этом процессе руководствоваться объективной необходимостью, а не интересами конкретных лиц».

По мнению Менабде, обсуждение новых поправок и их представление в готовом законопроекте займет около полутора лет.
XS
SM
MD
LG