Нравится это кому-то или нет, но революция в Абхазии произошла по классическому сценарию. Бескоровному, но классическому. И были тут верхи, которые не могли, и низы, которые не хотели жить по-старому. Было взятие дворца, хоть и не Зимнего. Даже побег царя-батюшки от повстанцев. Все по-марксистски, по-ленински, только без излишней жестокости, и в этом есть свой традиционный смак.
Есть он и во многом другом – например, в попытке проявить благородство победителей. Видимо, исходя из какой-то сугубо национальной то ли корректности, то ли лукавости, революционеры попытались было отдать дань вежливости ушедшему президенту – начали хвалить «мужество» Анкваба, постфактум подписавшего заявление о «добровольной отставке». Не знаю, куда завело бы это благородство, но холодный душ, которым победителей окатили сторонники экс-президента, начавшие бешеную активность в соцсетях, расставил все по своим местам.
Холодненькая водичка очнувшихся от трехлетней спячки НПО вкупе с назначенной датой выборов не дали расслабиться и вкусить радостный плод победы. Народ вспомнил если не самого Отто фон Бисмарка, то его предостережение о том, что революцию замышляют романтики, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются мерзавцы. К размышлениям на эту тему подтолкнули декоративные кадровые перемещения, осуществленные вступившим в должность и.о. президента спикером парламента Валерием Бганба, а также заявления о «чистом листе» и, возможно, (уж простите за преднамеренную тавтологию) всевозможных льготах для экс-президента. В какой-то момент возникло ощущение, что и действительно все было «по собственному желанию».
Такое бывает у хозяйки, домывшей последнюю тарелку и с горечью воскликнувшей: «черт, еще же сковородка»... Не стоит думать, что романтики, к которым без сомнения можно отнести большую часть общества, не претендующего на власть, так просто уступят свои завоевания. Они уже начали формулировать простой набор требований к будущему президенту, основываясь на опыте всех предыдущих выборов.
Кандидатам в президенты придется учитывать, что электорат не хочет более выбирать главу государства, исходя из родственных и дружеских отношений. Все сыты по горло всякими харизмами, обаянием, интеллектом и прочей предвыборной дребеденью. Посыл народа к будущему президенту заключается в ограничении его полномочий, прозрачности и понятности для народа принимаемых решений, в его подотчетности.
Вот на этих незамысловатых принципах, по всей вероятности, и будут построены программы претендентов на высший пост в стране. А вот будут ли президенты исполнять свои обещания - догадайтесь сами. Законодательно эти требования не закреплены. Но и опыт «добровольно ушедшего» забывать не стоит.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции