ПРАГА---В рубрике «Некруглый стол» мы продолжим тему предстоящих выборов в органы местного самоуправления Грузии. У нас на прямой линии из Тбилиси глава НПО «Демократическая инициатива Грузии» Георгий Тугуши и председатель правления НПО «Международный центр гражданской культуры» Котэ Канделаки.
Дэмис Поландов: Сегодня был обнародован доклад Ассоциации молодых юристов, в котором говорится о многочисленных нарушениях в ходе предвыборной гонки – избиениях, давлении на кандидатов, невозможности проведения агитации для оппозиции. Естественно, большой скандал вызвали массовые самоотводы оппозиционных кандидатов в регионах. Батоно Георгий, какую оценку вы бы дали этой предвыборной гонке? Можно ли вообще назвать справедливыми условия для всех политических сил?
Георгий Тугуши: К сожалению, я тоже должен отметить, что не только молодые юристы беседуют о разных нарушениях и проблемах предвыборной кампании, но и другие организации, которые уже не раз высказали свою критику в адрес ситуации, которая сейчас наблюдается в Грузии. Основная проблема – это, конечно же, насилие и различные факты, мешающие оппозиционным партиям свободно проводить предвыборную кампанию. Самое главное «новшество» в предвыборной кампании – это когда очень много кандидатов добровольно отказалось от участия в выборах. В основном, конечно, это кандидаты от оппозиционных партий и партии, которая представляет бывшее правительство.
Проблема еще в бездействии органов, которые должны реагировать на различные нарушения. Фактически все эти нарушения остались без надлежащего реагирования. По-моему, будет сложно назвать хоть один факт, когда те, кто вмешивается в предвыборную кампанию, понесли хоть какое-то наказание, или патрульная служба и органы внутренних дел отреагировали адекватно. Вот это как раз порождает то насилие, которое мы видим почти каждый день. Национальный демократический институт США недавно опубликовал отчет, в котором указано, что примерно 30 кандидатов отказались от участия в гонке, и причиной названо давление на них со стороны органов внутренних дел в разных регионах. Особенно это касается регионов, в которых проживают национальные меньшинства, а также некоторых регионов, в которых оппозиционные партии имеют больше шансов на хороший результат в выборах. Это очень серьезная проблема, которая запятнала предстоящие выборы еще до того, как они состоялись, потому что выборы – это не только день голосования. Составная их часть – это предвыборная кампания и равноправие между субъектами, при котором все имеют возможность на равных условиях проводить свою кампанию.
Дэмис Поландов: Если суммировать все, что вы сказали, то как мы назовем эти выборы? Можно ли их назвать справедливыми?
Георгий Тугуши: Я думаю, что в некоторых регионах назвать эти выборы демократическими будет очень трудно. Учитывая то, что в некоторых регионах у оппозиции фактически нет кандидатов, потому что все отказались от участия, там проводятся однопартийные выборы. Например, это касается некоторых сел в Ахалцихском районе. Вы знаете также, что произошло с кандидатом в Марнеули, хотя его вчера восстановили, но были задействованы все механизмы по его отстранению. Я до сих пор не могу понять, почему правительству понадобилось применять все эти методы. Они лидируют по всем опросам в большинстве регионов, в селах и городах. Я думаю, что все эти меры служат только для того, чтобы эти выборы не отвечали тем же высоким стандартам, что и прежние выборы в органы местного самоуправления в 2011 году.
Дэмис Поландов: Батоно Котэ, я понимаю, что «Грузинская мечта» хочет разгромно победить на этих выборах, и это тоже можно понять. Но чем вызвано это желание? Как вы считаете, речь идет о каком-то большом реванше «Националов», которого опасаются в «Грузинской мечте», или же действительно в ходе реформы местного самоуправления эти выборы приобрели какую-то особую значимость и речь идет о каких-то ключевых постах?
Котэ Канделаки: Если говорить о том, что «Грузинская мечта» хочет победить с разгромным результатом, то все политические силы хотят победы с максимальным процентом. В этом нет ничего удивительного. Если говорить о существующих в предвыборный период нарушениях, то это не тенденция – есть какие-то регионы, в которых накал страстей больше, нежели в других, к примеру, в Самегрело, но такой большой конкуренции, как на этих выборах, я не помню с 2002 года. Если вспомнить 2006 год, когда также проводились выборы в органы местного самоуправления, то фактически не было конкуренции, в них участвовала одна партия, и 90% голосов получило «Национальное движение». Нельзя сравнивать предвыборный период 2014-го с теми выборами, так как сейчас замечен очень большой прогресс – и в Тбилиси, и в регионах очень большая конкуренция. Наша организация проводила в прошлом месяце много встреч в регионах, и все говорят, что полиция вообще не вмешивается. Есть некоторые моменты, когда снимают свои кандидатуры, и я думаю, что это местная самодеятельность. Сама коалиция очень пестрая, в ней много партий, и внутри коалиции тоже очень большая конкуренция. О том, справедливые выборы или нет, можно будет судить только после результатов выборов. Пока ничего не решено, и прогнозировать, кто выиграет, с каким процентом и где будут проводиться вторые туры, – очень сложно.
Дэмис Поландов: Георгий, какие перспективы есть у людей, которые снимают свои кандидатуры под давлением или подвергаются избиению, может быть, ожидается какой-то вал судебных исков против властей, кто-то попытается оспорить итоги выборов? Каковы перспективы этих дел?
Георгий Тугуши: Вы сами упомянули отчет молодых юристов. Одна из самых больших проблем, которая указана в их отчете, – это то, что представители органов внутренних дел заявили, что не было никакого давления на кандидатов, и в то же время они не расследовали ни одного факта. Такой подход к проблеме, по-моему, говорит сам за себя. Мы видим, что проблема реально есть, и нельзя на нее закрывать глаза.
Дэмис Поландов: Существует же какая-то возможность оспорить действия правоохранительных органов: возбудить какие-то дела, подавать на них иски в суд и т.д.?
Георгий Тугуши: Есть различные механизмы, но я вам могу сказать: подход указывает на то, что правительство не имеет волю на то, чтобы адекватно реагировать на все эти обвинения и нарушения. Все международные организации, а также посольство США, которое опубликовало заявление о существовании серьезных проблем и еще раз призвало правительство обеспечить всех кандидатов равными возможностями для участия в конкурентоспособной предвыборной гонке, – это все говорит о том, что проблема существует и на нее нужно реагировать. Все это еще раз ставит серьезное пятно на всем процессе, и это будет упоминаться и в оценке выборов. По сути, выборы в органы местного самоуправления немного другие, и у нас не будет много международных наблюдателей. Но, как видите, местные организации довольно-таки детально изучают ситуацию, а также местные международные организации будут наблюдать за ходом выборов. Еще раз хочу сказать, что сохраняю надежду на то, что день выборов пройдет спокойно и у всех жителей Грузии будет возможность проголосовать за своих кандидатов.
То, что многие кандидаты были отстранены, что в Марнеули боролись с кандидатом от оппозиционной партии всеми правовыми и неправовыми методами, и в итоге суд поддержал ту практику, которую он установил в других случаях, – это, конечно, останется проблемой. Я не могу согласиться с тем, что в каких-то выборах, которые проводились в Грузии несколько лет назад, были факты, когда кандидаты массово «добровольно» снимали свои кандидатуры. Наверное, нужно быть очень наивным, чтобы не понять, что эта проблема существует, и это какая-то новая тема. Да, раньше были нарушения и не раз, но последние трое выборов в Грузии были оценены как демократические и соответствовали большинству международных и местных стандартов. Я надеюсь, у нас будет шанс на то, чтобы то же самое было сказано и об этих выборах. Я не припоминаю, чтобы перед какими-либо выборами было столько критики в адрес правительства, что говорит о том, что проблема системная, а не индивидуальная.
Дэмис Поландов: Котэ, вы сказали о том, что ситуация обостряется в каких-то отдельных регионах и, в частности, упомянули Самегрело, где сложилась особая ситуация. А в чем особенность ситуации в Самегрело?
Котэ Канделаки: В фактах, которые там произошли в последние дни, связанных с делом бывшего чиновника и силовыми структурами, которые там чинили произвол.
Дэмис Поландов: То есть вы имеете в виду громкие дела?
Котэ Канделаки: Да, я имею в виду эти громкие дела, что вызвало накал страстей среди населения.
Дэмис Поландов: Можно ли говорить о том, что эти дела тоже были подняты в преддверии выборов?
Котэ Канделаки: Да, можно сказать, что всегда перед выборами поднимаются такие дела – это уже технология политики. Но все-таки это вызвано не искусственно, есть черно-белые эмоции, поэтому такой накал страстей естественен.
Дэмис Поландов: Сегодня был обнародован доклад Ассоциации молодых юристов, в котором говорится о многочисленных нарушениях в ходе предвыборной гонки – избиениях, давлении на кандидатов, невозможности проведения агитации для оппозиции. Естественно, большой скандал вызвали массовые самоотводы оппозиционных кандидатов в регионах. Батоно Георгий, какую оценку вы бы дали этой предвыборной гонке? Можно ли вообще назвать справедливыми условия для всех политических сил?
Георгий Тугуши: К сожалению, я тоже должен отметить, что не только молодые юристы беседуют о разных нарушениях и проблемах предвыборной кампании, но и другие организации, которые уже не раз высказали свою критику в адрес ситуации, которая сейчас наблюдается в Грузии. Основная проблема – это, конечно же, насилие и различные факты, мешающие оппозиционным партиям свободно проводить предвыборную кампанию. Самое главное «новшество» в предвыборной кампании – это когда очень много кандидатов добровольно отказалось от участия в выборах. В основном, конечно, это кандидаты от оппозиционных партий и партии, которая представляет бывшее правительство.
Проблема еще в бездействии органов, которые должны реагировать на различные нарушения. Фактически все эти нарушения остались без надлежащего реагирования. По-моему, будет сложно назвать хоть один факт, когда те, кто вмешивается в предвыборную кампанию, понесли хоть какое-то наказание, или патрульная служба и органы внутренних дел отреагировали адекватно. Вот это как раз порождает то насилие, которое мы видим почти каждый день. Национальный демократический институт США недавно опубликовал отчет, в котором указано, что примерно 30 кандидатов отказались от участия в гонке, и причиной названо давление на них со стороны органов внутренних дел в разных регионах. Особенно это касается регионов, в которых проживают национальные меньшинства, а также некоторых регионов, в которых оппозиционные партии имеют больше шансов на хороший результат в выборах. Это очень серьезная проблема, которая запятнала предстоящие выборы еще до того, как они состоялись, потому что выборы – это не только день голосования. Составная их часть – это предвыборная кампания и равноправие между субъектами, при котором все имеют возможность на равных условиях проводить свою кампанию.
Дэмис Поландов: Если суммировать все, что вы сказали, то как мы назовем эти выборы? Можно ли их назвать справедливыми?
Георгий Тугуши: Я думаю, что в некоторых регионах назвать эти выборы демократическими будет очень трудно. Учитывая то, что в некоторых регионах у оппозиции фактически нет кандидатов, потому что все отказались от участия, там проводятся однопартийные выборы. Например, это касается некоторых сел в Ахалцихском районе. Вы знаете также, что произошло с кандидатом в Марнеули, хотя его вчера восстановили, но были задействованы все механизмы по его отстранению. Я до сих пор не могу понять, почему правительству понадобилось применять все эти методы. Они лидируют по всем опросам в большинстве регионов, в селах и городах. Я думаю, что все эти меры служат только для того, чтобы эти выборы не отвечали тем же высоким стандартам, что и прежние выборы в органы местного самоуправления в 2011 году.
Дэмис Поландов: Батоно Котэ, я понимаю, что «Грузинская мечта» хочет разгромно победить на этих выборах, и это тоже можно понять. Но чем вызвано это желание? Как вы считаете, речь идет о каком-то большом реванше «Националов», которого опасаются в «Грузинской мечте», или же действительно в ходе реформы местного самоуправления эти выборы приобрели какую-то особую значимость и речь идет о каких-то ключевых постах?
Котэ Канделаки: Если говорить о том, что «Грузинская мечта» хочет победить с разгромным результатом, то все политические силы хотят победы с максимальным процентом. В этом нет ничего удивительного. Если говорить о существующих в предвыборный период нарушениях, то это не тенденция – есть какие-то регионы, в которых накал страстей больше, нежели в других, к примеру, в Самегрело, но такой большой конкуренции, как на этих выборах, я не помню с 2002 года. Если вспомнить 2006 год, когда также проводились выборы в органы местного самоуправления, то фактически не было конкуренции, в них участвовала одна партия, и 90% голосов получило «Национальное движение». Нельзя сравнивать предвыборный период 2014-го с теми выборами, так как сейчас замечен очень большой прогресс – и в Тбилиси, и в регионах очень большая конкуренция. Наша организация проводила в прошлом месяце много встреч в регионах, и все говорят, что полиция вообще не вмешивается. Есть некоторые моменты, когда снимают свои кандидатуры, и я думаю, что это местная самодеятельность. Сама коалиция очень пестрая, в ней много партий, и внутри коалиции тоже очень большая конкуренция. О том, справедливые выборы или нет, можно будет судить только после результатов выборов. Пока ничего не решено, и прогнозировать, кто выиграет, с каким процентом и где будут проводиться вторые туры, – очень сложно.
Дэмис Поландов: Георгий, какие перспективы есть у людей, которые снимают свои кандидатуры под давлением или подвергаются избиению, может быть, ожидается какой-то вал судебных исков против властей, кто-то попытается оспорить итоги выборов? Каковы перспективы этих дел?
Георгий Тугуши: Вы сами упомянули отчет молодых юристов. Одна из самых больших проблем, которая указана в их отчете, – это то, что представители органов внутренних дел заявили, что не было никакого давления на кандидатов, и в то же время они не расследовали ни одного факта. Такой подход к проблеме, по-моему, говорит сам за себя. Мы видим, что проблема реально есть, и нельзя на нее закрывать глаза.
Дэмис Поландов: Существует же какая-то возможность оспорить действия правоохранительных органов: возбудить какие-то дела, подавать на них иски в суд и т.д.?
Георгий Тугуши: Есть различные механизмы, но я вам могу сказать: подход указывает на то, что правительство не имеет волю на то, чтобы адекватно реагировать на все эти обвинения и нарушения. Все международные организации, а также посольство США, которое опубликовало заявление о существовании серьезных проблем и еще раз призвало правительство обеспечить всех кандидатов равными возможностями для участия в конкурентоспособной предвыборной гонке, – это все говорит о том, что проблема существует и на нее нужно реагировать. Все это еще раз ставит серьезное пятно на всем процессе, и это будет упоминаться и в оценке выборов. По сути, выборы в органы местного самоуправления немного другие, и у нас не будет много международных наблюдателей. Но, как видите, местные организации довольно-таки детально изучают ситуацию, а также местные международные организации будут наблюдать за ходом выборов. Еще раз хочу сказать, что сохраняю надежду на то, что день выборов пройдет спокойно и у всех жителей Грузии будет возможность проголосовать за своих кандидатов.
То, что многие кандидаты были отстранены, что в Марнеули боролись с кандидатом от оппозиционной партии всеми правовыми и неправовыми методами, и в итоге суд поддержал ту практику, которую он установил в других случаях, – это, конечно, останется проблемой. Я не могу согласиться с тем, что в каких-то выборах, которые проводились в Грузии несколько лет назад, были факты, когда кандидаты массово «добровольно» снимали свои кандидатуры. Наверное, нужно быть очень наивным, чтобы не понять, что эта проблема существует, и это какая-то новая тема. Да, раньше были нарушения и не раз, но последние трое выборов в Грузии были оценены как демократические и соответствовали большинству международных и местных стандартов. Я надеюсь, у нас будет шанс на то, чтобы то же самое было сказано и об этих выборах. Я не припоминаю, чтобы перед какими-либо выборами было столько критики в адрес правительства, что говорит о том, что проблема системная, а не индивидуальная.
Дэмис Поландов: Котэ, вы сказали о том, что ситуация обостряется в каких-то отдельных регионах и, в частности, упомянули Самегрело, где сложилась особая ситуация. А в чем особенность ситуации в Самегрело?
Котэ Канделаки: В фактах, которые там произошли в последние дни, связанных с делом бывшего чиновника и силовыми структурами, которые там чинили произвол.
Дэмис Поландов: То есть вы имеете в виду громкие дела?
Котэ Канделаки: Да, я имею в виду эти громкие дела, что вызвало накал страстей среди населения.
Дэмис Поландов: Можно ли говорить о том, что эти дела тоже были подняты в преддверии выборов?
Котэ Канделаки: Да, можно сказать, что всегда перед выборами поднимаются такие дела – это уже технология политики. Но все-таки это вызвано не искусственно, есть черно-белые эмоции, поэтому такой накал страстей естественен.