Accessibility links

Анкваб пытается «рулить»?


Изида Чаниа
Изида Чаниа

Выборы всегда оживляют жизнь в Абхазии, делают ее красочной и моментами даже веселой. Такое ощущение, что каждый среднестатистический абхаз или в шутку, или всерьез начинает примеряться к креслу. Нынешние президентские выборы не исключение, хоть они и опять неожиданные. О том, что делать с наследием, оставшимся от предыдущих властителей, похоже, мало кто задумывается: все готовятся к выдвижениям, подбирают вице-президентов.

Между тем разброс уже известных кандидатов в президенты впечатляет: от действующего чекиста до отставного экономиста. Более чем достаточно генералов. Немного ослабляют натиск потенциальных кандидатов требование закона о владении государственным языком и ценз оседлости.

Сами кандидаты официально еще не подтвердили свое намерение баллотироваться – регистрация инициативных групп только началась и будет продолжаться в течение 20 дней. Но ясно, что в бой за президентство идут «одни старики», то есть люди, когда-то бывшие или по сей день находящиеся во власти. Это вполне объяснимо, если учесть, что выборы не были запланированы и новая политическая элита оказалась несформированной и неготовой к ним.

Поэтому интрига нынешних выборов лишь в кандидатах в вице-президенты. И вопрос этот совсем не так вторичен, как декоративна должность вице-президента. Перед кандидатами в президенты стоит сложная задача: при помощи этой фигуры (вице-президента), во-первых, достичь электорального баланса на региональном уровне (сбалансировав восток и запад страны), во-вторых, преодолеть усталость общества от знакомых политических фигур (давно есть запрос на «свежие лица»), и в третьих – учесть интересы бизнес-кругов (в основном абхазской диаспоры в Москве). И еще одна деталь – все кандидаты в президенты от власти будут работать на то, чтобы выбить из списка претендентов Рауля Хаджимба.

Хаджимба – лидер самой многочисленной партии «Форум народного единства Абхазии» (ФНЕА), депутат парламента, госчиновник с положительным опытом работы во главе правительства и силовых ведомствах страны. Наработал себе политический авторитет, поставив во главу своей оппозиционной деятельности вопросы, связанные с защитой национальных интересов и безопасностью страны – в частности, противодействием незаконным действиями власти по продаже государственной собственности и выдаче гражданства, коррупции. Фигура, казалось бы, идеальная, но у этого политического тяжеловеса есть ахиллесова пята – «усталость общества», сложившаяся в результате трех поражений Хаджимба на выборах президента. Этот фактор, скорее всего, и будут использовать оппоненты Хаджимба в период предвыборной кампании.

Чтобы преодолеть синдром политической усталости, Хаджимба сделал ставку на фигуру кандидата в вице-президенты Виталия Габния, который отвечает региональным требованием (выходец из западной части страны), патриотическим (ветеран грузино-абхазской войны), запросу общества на омоложение власти и в некотором смысле интересам определенной части бизнес-кругов – он является соучредителем фирмы, созданной представителем московской диаспоры.

Следующим по политическому весу выдвиженцем является нынешний министр обороны, генерал Мераб Кишмария, который окружен ореолом защитника отечества, ветерана грузино-абхазской войны и патриота. К тому же он, как и Рауль Хаджимба, представляет восточную Абхазию. Его основной электорат – однополчане, ветераны войны, сотрудники Министерства обороны. Однако, подбирая себе вице-президента, Кишмария меньше всего рассматривал в этом качестве ветеранов войны. Его акцент на собственную слабую сторону – отсутствие опыта публичного политика. До сегодняшнего дня выбор «интеллигентного и умного» из сторонников генерала Кишмария колебался между двумя уроженцами западной Абхазии – московскими бизнесменами Олегом Барциц и Саидом Лолуа. Сегодня ЦИК зарегистрировал инициативную группу по выдвижению Мераба Кишмария и Саида Лолуа.

Тут надо пояснить, что у кандидата в вице-президенты вместе с Раулем Хаджимба Виталия Габния мать - Лолуа, а в крохотном абхазском обществе этот фактор имеет весомое электоральное значение. Поэтому выбор Саида Лолуа в качестве кандидата в вице-президенты снимает любые сомнения – генерал Кишмария призван именно для захвата электората Рауля Хаджимба, представляющего наибольшую опасность для экс-президента и его сторонников.

Есть еще трое кандидатов в президенты. Два генерала: экс-министр ВД генерал Леонид Дзапшба, зарекомендовавший себя как эффективный и эффектный госчиновник, объявивший войну ДТП, и генерал Аслан Бжания – главный чекист страны, идеальный исполнитель и самая незаметная фигура в абхазской политике. Немного особняком стоит бывший вице-премьер Беслан Эшба – ярый сторонник нефтедобычи в Абхазии.

Аслану Бжания и Беслану Эшба при подборе кандидатов в вице-президенты нужны будут люди со значимым военным прошлым. И если ими окажутся сотрудники Министерства обороны, которое возглавляет кандидат в президенты Мераб Кишмария, то сомнений в том, что экс-президент Анкваб, сидя в Москве, пытается «рулить» выборами в Абхазии, не останется. И единственной фигурой, представляющей опасность для бизнеса экс-президента и его деловых партнеров, является только Хаджимба.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Изида Чаниа

    В 1978 году окончила сухумскую среднюю школу №2, в 1983 году – биохимический факультет Абхазского госуниверситета. 

    Работала в газетах «Абхазский государственный университет», «Советская Абхазия», «Аидгылара», на Абхазском ТВ, в газетах «Экспресс-хроника», «КоммерсантЪ», внештатным корреспондентом в российских информационных агентствах «Постфактум», «Интерфакс». С 1998 года по 2016 год – редактор газеты «Нужная газета», с 2016 года – редактор газеты «Мырзаканаа».

    Член Союза журналистов Абхазии, председатель Ассоциации журналистов и работников СМИ Абхазии.

XS
SM
MD
LG