ПРАГА---В Абхазии один из кандидатов в президенты снят с гонки. ЦИК отказал в регистрации бывшему вице-премьеру Беслану Эшба. Об этом сообщил председатель Центризбиркома Батал Табагуа на брифинге по итогам сегодняшнего тестирования кандидатов на предмет свободного владения ими абхазским языком. Остальные кандидаты тестирование прошли успешно. О ситуации рассказывает главный редактор «Нужной газеты» Изида Чаниа.
Дэмис Поландов: Изида, сегодня выдвинутому кандидатом в президенты Беслану Эшба отказали в регистрации после тестирования, которое проходило в Центризбиркоме. Насколько я знаю, туда все-таки попали журналисты, которые сами могли оценить этот экзамен. Вы были в их числе?
Изида Чаниа: Нет, я не была, но был корреспондент моей газеты, и сам брифинг, который состоялся после этого мероприятия, позволили записать, в отличие от проходившего перед этим самого тестирования. Как рассказывает мой корреспондент, с заданием тестирования не справился только один из кандидатов – бывший вице-премьер Беслан Эшба. Он слабо прочитал текст и не смог его пересказать, что стало причиной отказа в его регистрации Центральной избирательной комиссией, потому что знание государственного языка является обязательным условием для кандидата в президенты – оно прописано на законодательном уровне. После самого тестирования члены лингвистической комиссии тоже высказались по этому поводу. Глава комиссии академик Шота Арстаа сказал, что считает, что президент Абхазии должен в совершенстве владеть государственным языком, и он не приемлет такого слабого владения языком.
Дэмис Поландов: А это скандальное решение, у которого будет продолжение, или вы думаете, что Беслан Эшба просто спокойно сойдет с дистанции?
Изида Чаниа: Вполне возможно, что будет продолжение, потому что сторонники Беслана Эшба, которые подошли к ЦИКу, сказали, что будут опротестовывать это решение в судебном порядке. К сожалению, у нас с тестированием по абхазскому языку, несмотря на то что оно прописано в законе, сложилась не очень хорошая практика, и ранее бывали случаи, когда члены лингвистической комиссии в период, когда Анкваб сдавал экзамен на знание абхазского языка, подвергались очень серьезному давлению, в результате которого принимали свои решения. Кстати, это и стало причиной того, что главное научное учреждение Абхазии – Институт гуманитарных исследований – отказалось на нынешних выборах принимать участие в лингвистической комиссии. Комиссия была сформирована без их участия. В ней принимали участие специалисты абхазского языка из Академии наук и Абхазского государственного университета.
Дэмис Поландов: Я видел несколько видео – Александр Анкваб все-таки говорил по-абхазски достаточно свободно. Я не могу оценить, насколько высок его уровень владения языком, а говорит ли Беслан Эшба свободно на абхазском языке?
Изида Чаниа: Беслан Эшба говорит на бытовом абхазском языке – об этом и идет речь. То есть, когда проводится тестирование, это не только знание бытового языка, а еще и знание литературного абхазского языка, умение изложить то, что ты прочел, и в один из тестов входит письменная работа. С этим всегда у некоторых президентов была проблема.