Сегодня один из авторов, выступающий под псевдонимом Батал Баталов, принес в редакцию газеты «Эхо Абхазии» свои, как он их называет, стишата. На этот раз это были так называемые кричалки, которые Баталов «совершенно бесплатно» предлагает для использования предвыборным штабам всех четверых кандидатов в президенты республики – Мираба Кишмария, Аслана Бжания, Леонида Дзапшба и Рауля Хаджимба. Вот они, навеянные, в частности, и вчерашним телеэфиром: «Скажет всякий: «Я не раб!», коль в вождях у нас Мираб»; «Тревог и смут во избежание – совет голосовать за Бжания!»; «Как царь спартанцев Леонид, он стоек, тверд он, как гранит!»; «Взять в руки государства руль способен крепко лишь Рауль!»
Надо сказать, что это довольно редкий в наших сегодняшних реалиях случай, когда автор старается занять равноудаленную от претендентов позицию. Гораздо чаще видишь картину, когда интернет-заединщики дружно оценивают сказанное кем-либо «в пользу наших», даже вполне заурядное, эпитетами «как метко, великолепно, гениально!», и так же дружно накидываются на инакомыслящих, даже если они не их политические оппоненты, а демонстрируют эту самую равноудаленность. Вот прочел недавно на одном из абхазских сайтов текст опубликованной агентством REGNUM статьи известного российского политолога о предвыборной ситуации в Абхазии. Да, чувствуется, что в основном он опирался на публикации абхазских авторов (а откуда еще ему, живущему вдали от описываемого, брать «фактаж»?), да, какие-то его суждения показались и мне не совсем точными, а некоторые и совсем неточными; тем не менее, в целом статью воспринял как вполне приемлемую. Главным образом потому, что это именно попытка анализа, а не агитация и пропаганда (увы, публикации из последнего разряда уже «проклюнулись» в российских СМИ, причем так легко распознаются из-за своей топорности, что тут же возникают разговоры о медвежьей услуге, которую их авторы оказали кандидату). Но характерна реакция на эту, в общем-то, безобидную статью целой группы форумчан: «белиберда», «нет даже никакого желания это комментировать» и т. п. В ответ кто-то на форуме выразил недоумение: «Автор не играл ни на чьем поле. Чего так истерите?»
Скорее всего, по мере приближения 24 августа – дня президентских выборов в Абхазии – классовая… простите, выборная борьба будет обостряться. И, как чаще всего бывает, дело, по-видимому, сведется к противостоянию двух политических лагерей. Даже несмотря на то, что первоначальные представления многих: оба эти лагеря идут на выборы «двумя колоннами» – в первом случае сторонников Бжания и Кишмария, во втором – сторонников Хаджимба и Дзапшба, быстро рассеялись.
Многое в позиции генерала армии Мираба Кишмария проясняет произнесенное им в ходе прямого эфира вчера вечером на Абхазском телевидении и в опубликованном вчера же интервью газете «Республика Абхазия». Так, отвечая на вопрос корреспондента газеты, как он расценивает «майские события, повлекшие за собой отставку президента Абхазии, с позиции министра обороны страны», Мираб Борисович сказал, что его главная цель в том противостоянии заключалась в предотвращении кровопролития и сохранении жизни экс-президента. И продолжил:
«Главное – удалось. Мы – единый народ, и нам хватило мудрости не выставлять себя на посмешище нашим недругам… Да, оппозиция в тот день нарушила Конституцию страны, но ее действия были направлены в основном против экс-президента как личности… Наш народ ждал перемен и порядка в обществе. Именно его неоправдавшиеся надежды и вылились в майские события… Я согласен с мнением оппозиции в том, что проводить реформы бывшей власти мешало окружение. Именно кадровая политика, которая проводилась экс-президентом, и привела его к противостоянию с собственным народом. Я не раз предостерегал его, но у него были другие советчики… Я настаивал, чтобы он поехал (27 мая) в Министерство обороны. Но он отказался. Причины мне неизвестны».
А вот так вчера Мираб Кишмария ответил на зачитанную ведущим в ходе прямого эфира на АТ просьбу телезрителя более подробно остановиться на теме подкупа избирателей, поднятой им в прошлый четверг перед подписанием кандидатами в президенты договора об общественном согласии:
«Если так настаивают, я могу назвать на очамчырском направлении фамилии. Человек, который руководит инвалидской организацией, Нугзар Джинджолия из села Маркула занимается подкупом. Называю прямо фамилии. А чей он сторонник, мы прекрасно знаем. Еще могу назвать многих. Есть должностные лица… Когда говорят, что власть захватил Координационный совет, что-то я не вижу, чтоб они захватили власть. Та старая команда, она и сегодня действует. И кто этим руководит, мы тоже прекрасно знаем. Откуда идут эти деньги, с какой целью. Нам не нужны подкупные избиратели, мы не занимаемся этим. Мы хотим честно провести выборы, чтобы народ наконец-то не чувствовал себя рабом своего президента».
Между тем разворачивается маленькая информационная война вокруг вопроса о том, работал ли во время войны в СГБ Абхазии в Гудауте кандидат в президенты Аслан Бжания (на которого, собственно, намекал Мираб Кишмария, говоря, что его сторонники занимаются подкупом). Группа бывших сотрудников службы госбезопасности опубликовала заявление, где утверждает, что действительно работал, но не все время, о котором говорит, а меньше. Это было опубликовано партией «ФНЕА». В ответ партия «Амцахара» выложила видеоинтервью с президентом Союза ветеранов госбезопасности РА Виталием Бганба, который поддерживает Бжания. Можно не сомневаться, что эта дискуссия, в которую активно включились бойцы незримого фронта (а они, как известно, не бывают бывшими), будет продолжена в ходе прямых эфиров с участием Аслана Георгиевича.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия