Сегодня в Тбилиси открылся ежегодный съезд послов Грузии в разных странах мира. Во время амбассадориала внешнеполитическое ведомство страны традиционно очерчивает приоритеты на следующий год.
Рано утром к послам пришли президент и премьер-министр – два представителя руководства страны, которые последнее время перестали пытаться скрыть свой конфликт. Георгию Маргвелашвили и Ираклию Гарибашвили определили места в первом ряду рядом друг с другом. Несмотря на это, за час, пока шли вступительные речи, они не перекинулись и словом, делая вид, что незнакомы.
Первым к микрофону пригласили президента. Заметно поднаторевший в публичных речах Маргвелашвили заговорил о важности запущенного процесса на интеграцию с Европейским союзом, который, как он считает, важен не только для Грузии, но и для всего кавказского региона.
Говоря о своем видении по поводу России, Маргвелашвили представил картину, заметно отличающуюся от той, что рисует премьер Гарибашвили. Президент призвал послов продвигать идею о том, что украинские события являются продолжением грузино-российской войны августа 2008 года. Процесс нормализации отношений с Россией, считает президент, не должен проходить в двухстороннем формате, к нему следует подключать зарубежных партнеров. Да и в целом грузинской стороне следует поставить себе целью сменить патронажную тональность российских коллег, призывающих к уважению «сфер влияния», на партнерские отношения с учетом интересов суверенных государств. Схожую идею активно продвигал предшественник Маргвелашвили – Михаил Саакашвили.
«За последние два года Грузия показала, что хочет иметь только добрососедские отношения с Россией. Но отправная точка в благоприятных отношениях заложена в признании нашей территориальной целостности и нашего суверенитета», – сказал Георгий Маргвелашвили.
По поводу конфликтных регионов президент призвал послов продолжить продвижение политики непризнания. Но делать это, по его мнению, следует так, чтобы у людей в де-факто республиках не появлялось ощущения того, что их тем самым пытаются изолировать от остального мира:
«Наши партнеры в разных странах должны знать, что продвижение политики непризнания не означает изоляцию (этих регионов). Наоборот, мы заботимся, переживаем и по возможности помогаем населению оккупированных территорий».
Подобные принципы не новы для большинства послов, присутствовавших в зале. После смены руководства страны грузинский дипломатический состав остался без серьезных изменений. Главный грузинский дипломат Майя Панджикидзе заявила, что преемственность во внешнеполитическом курсе можно считать сильной стороной ее ведомства.
Вопреки попыткам Тбилиси нормализовать отношения с Москвой, российские пограничники продолжают строительство проволочных заграждений у административной границы с Южной Осетией, говорила Панджикидзе. Недавнее решение российского руководства отменить соглашение о свободной торговле с Грузией, по ее мнению, приведет к снижению торгового оборота:
«Это не означает введение запрета на экспортируемую Грузией продукцию. Изменятся только таможенные тарифы, что скажется на торговых показателях».
Премьер-министр Ираклий Гарибашвили на этот раз решил не спорить с остальными членами правительства. Он почти не говорил о внешней политике, все больше о внутригосударственных задачах по социально-экономическому развитию. Уже в коридоре журналисты попросили премьера высказаться по поводу наиболее обсуждаемой темы в эти дни – о возможном ухудшении отношений Тбилиси с Европой из-за обвинений, выдвинутых против Саакашвили:
«Ни к какой реакции и ни к какому влиянию это не приведет, – ответил Гарибашвили. – Я хочу еще раз призвать всех, в том числе и СМИ, прекратить совершенно абсурдные спекуляции, будто бывший президент более важен, чем наше государство».
При этом премьер пообещал, что в самом скором будущем история с обвинениями против Саакашвили получит дальнейшее развитие.