Когда прокуратура выдвинула против бывшего президента Михаила Саакашвили уголовные обвинения, а суд приговорил его к предварительному заключению, на первый взгляд это выглядело немножко смешно. Саакашвили давно за границей, и ясно, что экстрадировать в Грузию его никто не будет. Тем более что как Штаты, так и Евросоюз вполне внятно выразили негативное отношение к происходящему: все менее обтекаемые дипломатические формулировки делают ясным, что они считают эти процессы политической расправой.
Но моя цель не клеймить избирательное правосудие, а поставить вопрос: почему. В чем конкретно польза от такого шага?
Трудно сомневаться, хотя еще труднее формально доказать, что решение принял гражданин Бидзина Иванишвили. Он не мог не знать, что реально посадить Саакашвили ему все равно не дадут. Но какой-то более или менее рациональный расчет должен быть.
Сам Саакашвили все объяснил однозначно и просто: Иванишвили выполняет заказ Путина, которого раздражает активность бывшего президента, в особенности в связи с Украиной. Не могу в принципе отрицать возможность, что Иванишвили с самого начала действовал по указке с севера, но конкретных доказательств у меня нет.
Однако пусть последние решения прямо не указывают на «руку Москвы», они ясно дают понять, что интеграция в западные структуры для нынешней власти как минимум приоритетом не является. Первый Гражданин и его окружение напрочь не понимают западных ценностей и западного образа мышления. Они по инерции продолжают взятый предшественниками курс на Европу, но если какие-то шаги этому движению мешают – ну и что? Это не главное.
Так что даже если преследование Саакашвили автоматически не означает отказа от западной ориентации, это шаг в сторону. Что гораздо важнее, чем спекуляции о том, заказывал Путин арест Саакашвили или нет.
Есть вполне логичное внутриполитическое объяснение. Представление о том, что «Национальное движение» – это не политическая партия, а криминальная организация, является краеугольным камнем политического пиара новой власти. Если это так, то и главаря шайки обязательно нужно объявить преступником. Прокуратура Иванишвили просто поставила точки над i.
С этим спорить трудно – я и не собираюсь. Но чистая логика не лучшее объяснение для действий политиков. Есть ли у последнего решения власти какие-то иные практические последствия, кроме того, что ее нарратив будет выглядеть более последовательным?
На деле решение грузинского суда ограничит свободу передвижения Саакашвили лишь в одном направлении – он не сможет вернуться в Грузию. Так что сухой остаток таков: раньше не было формального основания арестовать Саакашвили в тбилисском аэропорту, как только он там окажется. Теперь это должно произойти автоматически.
Почему это может быть важно? Знающие Иванишвили люди утверждают, что этот человек помешан на безопасности – его самого и теперь его режима. События последних месяцев показывают несколько неприятных для него вещей. Рейтинг «Мечты» медленно, но неуклонно падает, а «Национальное движение» остается дееспособной и организованной силой. Оно вряд ли сможет выиграть выборы, но Иванишвили, видимо, боится не этого. Есть революционные традиции Грузии и недавний украинский опыт. Политическая ситуация может измениться: в какой-то момент разочарование режимом может привести к неожиданному кризису. В это время существование организованной и сплоченной политической силы, лидер которой имеет поддержку на Западе, может оказаться очень опасно.
Несколько месяцев назад министр внутренних дел Чикаидзе вдруг объявил, что «националы», по его данным, собирают старые покрышки, чтобы запастись горючим для уличных беспорядков. Над заявлением долго издевались, в том числе некоторые его однопартийцы. Но не блещущий интеллектом министр, видимо, выразил умонастроение своего патрона. Масла в огонь подлил и Саакашвили, сказав, что вернется Грузию, когда нынешние власти получат свой Майдан (впрочем, добавив, что в ближайшее время он против каких-либо потрясений).
В данном случае неважно, насколько реально вероятны революционные сценарии – в данный момент ничто на них не указывает. Но это не исключает, что власть имущие, или власть имущий, в конечном счете опасаются именно такого развития событий. Если так, то очень важно, чтобы все основные лидеры оппозиции или сидели в тюрьме, или, если они в критический момент решат вернуться, все было готово для их ареста.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции