В Казбегском районе Грузии накануне около 23 часов произошел сход горной массы и селевого потока, заблокировавших движение по Военно-Грузинской дороге. За последние три месяца это уже второй случай стихийного бедствия на данном участке автомагистрали, связывающем Россию с Южным Кавказом.
В населенные пункты, находящиеся в опасной зоне, немедленно направились оперативные группы МЧС. Они наладили информационный обмен с департаментом по чрезвычайным ситуациям МВД Грузии и управлением оперативного реагирования Главного спасательного центра Грузии. Сегодня весь день специалисты работают на месте стихийного бедствия, уточняя объем сошедшей селевой массы и площадь перекрытия автотрассы.
Нынешнее происшествие – продолжение схода той части ледника Девдорак, который произошел 17 мая, считают российские специалисты. В МЧС также предупредили, что на данном участке сохранятся угроза повторного схода селевых потоков. Российско-грузинская граница на КПП Верхний Ларс закрыта до особого распоряжения. Специалисты призывают владельцев автотранспорта воздержаться от поездок в зону стихийного бедствия. Ведутся поиски двух пропавших рабочих, находившихся в момент схода сели в тоннеле.
По мнению грузинской стороны, угрозы перекрытия Терека нет. Однако за ситуацией в приграничной с Грузией Северной Осетии следят с беспокойством. Ночью уровень воды в Тереке резко поднялся, в связи с чем власти организовали мониторинг уровня воды в реке на территории республики. Лидер общественной организации «Дарьял», объединяющий уроженцев осетинских сел Казбегского района Гаирбек Салбиев родился и вырос в Коби. Горный геолог по профессии, он хорошо знает специфику местных гор. Салбиев полагает, что сход селей в Казбегском районе несет угрозу не только населению Дарьяльского ущелья Северной Осетии, но и Владикавказу, расположенному на берегу Терека. Если русло реки окажется перекрыто, местность будет затоплена:
«Уже десять лет у меня нет доступа к родному дому из-за агрессивной политики тбилисского режима по отношению к осетинским жителям Кобинской долины и Трусовского ущелья (территория объявлена приграничной зоной, и жителей в нее не пускают), но ситуация с селями мне понятна и знакома и как жителю этих гор, да и образование у меня соответствующее – горно-геологическое. Предыдущий сель, сошедший в мае этого года, на мой взгляд, был результатом вмешательства в горный массив при горно-технических работах – проходки горных выработок и климатических условий. После изнурительной жары начали таять ледники, пошли ливни».
Мой собеседник отметил, что после схода ледника Колка в северо-осетинском Геналдоне к процессам таяния ледников в горных массивах Осетии уделяется особое внимание:
«Около двух недель назад возле ледника Мна, это рядом с горой Казбек, произошли то ли взрыв, то ли трещина, то ли смещение. Произошло серьезное вмешательство либо природного характера, либо искусственного. Уточнить произошедшее не предоставляется возможным, поскольку доступа к леднику Мна нет, это территория Грузии. Причиной повторного схода сели на Военно-Грузинской дороге считаю продолжающиеся горные выработки. По сообщению грузинских СМИ, пропало два человека, работавших в том же тоннеле. Вмешательство в горный массив продолжается при строительстве ГЭС на реке Терек. Делается это непрофессионально. Это приводит к сходу сели».
Военно-Грузинская дорога – единственная дорожная артерия, связывающая Армению с Россией. Ежедневно через Дарьяльское ущелье проезжают тонны транзитных грузов и сотни пассажиров. Сейчас попасть в Армению можно только воздушным транспортом. А желающим выехать в Грузию придется воспользоваться маршрутом через Азербайджан. Вместо привычных трех-четырех часов пассажирам придется провести в пути сутки. В разы подскочили и тарифы у местных водителей такси. Я поговорила с одним из них – Нодаром, работающим по маршруту Владикавказ-Тбилиси:
«Граждане Армении только самолетом смогут добраться. В Грузию через Баку будем ехать. Тридцать тысяч рублей стоит такси. Тридцать штук машина стоит. С одного пассажира получается 7,5 тысяч рублей. Поедем через Ингушетию, Чечню, Дагестан и в Азербайджан. Ехать двадцать часов. На азербайджанской границе бывает много машин. Иногда восемь часов стоишь, иногда четыре часа».
К вечеру стала поступать обнадеживающая информация. По словам замначальника МЧС РФ по РСО-Алания Александра Кулинского, населенные пункты Северной Осетии, расположенные в пойме реки Терек, не пострадают от селя. К такому заключению пришли специалисты после аэрофотообследования территории Северной Осетии и приграничного Казбегского района Грузии.