Вполне понятно, что шесть лет – не срок для государства. Оно находится только в самом начале пути, и, наверное, еще рано делать выводы по поводу того, что получилось, а что не удалось. Но, наверное, уже можно говорить о каких-то тенденциях развития республики, во многом обусловленного ее состоянием в прошлом и в настоящем. Что лучше оставить в прошлом, от чего нужно отказаться и что, наоборот, обязательно сохранить и взять в с собой в будущее?
По словам депутата парламента первого созыва Ларисы Остаевой, независимость Южной Осетии – это результат титанических усилий югоосетинского общества и его политического класса, результат их совместной готовности и способности последовательно двигаться к намеченной цели. Эти качества обязательно нужно сохранить и взять с собой в будущее, говорит Лариса Остаева. Пусть время борьбы за независимость прошло, но перед республикой стоят новые задачи. Хотелось бы видеть, что Южная Осетия не превратилась в некую застывшую форму, что она живой, развивающийся организм. Но именно этой энергии созидания сегодня как раз и не хватает, считает Лариса Остаева:
«Все-таки какой-то сдвиг уже произошел, и я вижу будущее республики в положительном русле. Но мне хочется видеть здесь больше активности, живой деятельности. Это может быть, но, к сожалению, пока не видно. У нас есть и экономические, и людские ресурсы. Мне хочется, чтобы Южная Осетия доказала, что она не какой-то придаток, который все время ждет помощи, но самодостаточное государство, способное к развитию. Вот этого я желаю».
По мнению югоосетинского общественника Тимура Цхурбати, среди тех, кто сегодня будет праздновать годовщину признания государственности, многие готовы отказаться от суверенитета. По словам Тимура, их мотивы упаднические – мол, все равно не получается создать самодостаточное государство и безопаснее быть субъектом России, чем ее союзником. Тимур Цхурбати считает, что все это смертный грех уныния. Между тем для малодушия нет причин: в республике подрастает новое поколение, они амбициозны, готовы брать на себя ответственность за будущее своей страны. Главное, считает Тимур Цхурбати, сохранить независимость и дать им шанс реализовать свои мечты:
«Появляются новые люди, они формируют команды, их уже не одна и не две... Они выходят со своими идеями, инициативами к парламенту, президенту. Они готовы работать на свое собственное благо и на благо республики. Я воочию вижу эту тенденцию – люди начинают понимать преимущества независимости».
Югоосетинский общественник Алан Парастаев считает день признания государственности Южной Осетии одним из важных этапов становления республики. Но главный день, главное свершение южных осетин – это провозглашение независимости как триумф воли, познавшей себя свободной. Поэтому, считает Алан Парастаев, главное, что нужно взять с собой в будущее, – свободный дух, все остальное приложится:
«Сама логика событий говорит о том, что невозможно будущее Южной Осетии, если не будет сохранен этот огонь свободолюбия, который был в основе нашей независимости. Нельзя подавлять дух свободы. Те силы, которые его подавляют и сводят нашу независимость лишь к признанию со стороны России, рубят сук, на котором сидят. Несколько шагов в этом направлении уже было сделано, например, когда подавили волю народа на президентских выборах в 2011 году. Если мы считаем себя свободным обществом, нельзя угнетать то, что почему-то называют инакомыслием. Это просто «мыслие» – нельзя подавлять мысль человека, которая не совпадает с какой-то там «генеральной линией» власти и т.п. Это пагубно для нашего будущего».
Югоосетинскому политологу Дине Алборовой я позвонил как раз в тот момент, когда она с детьми выходила из дому. Семья опаздывала на праздничное представление с участием артистов цирка, которое должно было состояться на недавно отстроенном стадионе. Дети сгорали от нетерпения, и мой звонок для них был совсем некстати. Наше общение с Диной было ограничено буквально секундами – временем, на которое удалось уговорить детвору соблюдать тишину:
«Мы все гордимся тем, что мы потомки скифов, алан, – сказала мне Дина Алборова. – Никто толком не знает, как они жили, но все ими гордятся. Да и слава Богу, что есть предки, которыми гордятся потомки, но… Я хочу обратиться к своим современникам – что мы оставим нашим потомкам? Будут ли они гордиться тем, что они наши потомки, или будут стыдиться этого? Все в наших руках. Я думаю, они должны нами гордиться, но для этого надо больше работать и больше любить свою родину, а не свой карман».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия