Accessibility links

Брестский мир для Украины


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В Грузии в центре всеобщего внимания снова Украина. Она проходит все, что прошла Грузия, только параллельно, одновременно, в ускоренном режиме: гражданский конфликт в центре столицы, потеря территории, гибридная война, параллельный обвал государственности и финансовой системы, в общем, все прелести переходного периода в одном флаконе. Хотя пока дело не дошло до августа 2008 года: российские регулярные войска принимают участие в боях на востоке страны, но в ограниченном масштабе, тогда как вариант «август-2008» – это открытое, без всякой маскировки крупномасштабное вторжение целых дивизий...

Пожалуй, нет в мире страны, которая лучше Грузии знает, как функционирует «русский мир» на чужих территориях. Именно поэтому у нас очень многие дают себе право комментировать события в Украине и прогнозировать их возможное развитие.

У меня есть свое мнение – и, к сожалению, оно не слишком оптимистичное. Только в качестве предположения, без особой уверенности, мне кажется, что Украина сейчас стоит в шаге от поражения. Гибридная война постепенно перерастает в обычную российско-украинскую, но и это не предел. Хотел бы ошибаться, однако, как мне кажется, Путин разобьется в лепешку, но не допустит поражения «русского мира» на Донбассе. В конце концов, если украинцы справятся с нынешним вторжением – что сомнительно, – то ВВП, вне всяких сомнений, решится и на повторение августа-2008. Забудьте Запад, забудьте санкции, забудьте возмущение россиян потоком «груза-200» из Украины. В конце концов, сколько матерей получат гробы со своими сыновьями? Сколько бы ни было, все равно рукоплещущих «ватников» всегда будет в разы больше...

Хотелось бы сказать, что «украинский народ справится». Но, увы, силы неравны. Россия к этой войне готовилась давно, Украина начала готовиться уже после того, как Донбасс был потерян. Строительство полноценных вооруженных сил – это не дело 4-5 месяцев, на это нужны годы, нужна другая система управления, другая страна в целом. И, в конце концов, не забудьте о демографии. Да, разница в численности населения Украины и РФ не настолько драматична, как в случае с Грузией. Тем не менее Россия почти в три раза больше Украины. Один только этот фактор имеет огромное значение, я уже не говорю обо всем остальном.

Украина сейчас находится на переломном этапе своего развития. На нее слишком много навалилось одновременно. Редкий случай, когда хотелось бы ошибаться, но мне кажется, что Украина не справится со всеми напастями одновременно.

Параллель, которая приходит на ум, – это Брестский мир. Это не совсем корректное сравнение: в 17-м году Россия потеряла ворованные территории - в основном европейских колоний, - а в нашем случае Украина стоит перед угрозой потери своих, исконных земель. Тем не менее сходство тут одно: сегодня Украине, как никому на свете, нужна передышка…

Я помню события сентября 1993 года, когда уже шел штурм Сухуми. Шансов на удержание города практически не было, и тогда от российской стороны поступило предложение Грузии: «вступайте в СНГ, и мы остановим войну».

Естественно, предложение это сопровождалось крайне тяжелыми условиями, типа российских миротворцев в Сухуми, вывода грузинских войск и так далее, но отказ от этого предложения был большой ошибкой. Скорее всего, в случае его реализации грузинскому населению пришлось бы покинуть Сухуми, но, по крайней мере, Грузия сохранила бы за собой хоть кусок территории.

Под давлением тогдашнего министра обороны Георгия Каркарашвили и главы службы безопасности Ираклия Батиашвили глава государства Эдуард Шеварднадзе это предложение отклонил. В итоге Абхазия была потеряна полностью, а вступить в СНГ все же пришлось в ноябре – на куда более невыгодных условиях.

К чему я это вспомнил? К тому, что иногда сопротивление становится невозможным, и тогда нужен именно он – Брестский мир. Шанс приостановить разрушение страны. Шанс на передышку, на то, чтобы, воспользовавшись передышкой, встать на ноги, провести обязательные реформы.

Мне самому противно писать то, что я пишу сейчас, но… заморозить ситуацию на Донбассе, максимально укрепить то, что осталось, забетонировать Мариуполь, Днепропетровск, Одессу, Херсон, прекратить попытки возвращения Донецка и Луганска… Обеспечить безопасность того, что в настоящее время находится под юрисдикцией Киева – убежден, что это будет возможно. Даже в случае варианта «август-2008», для круговой обороны в условиях отказа от наступательных действий у Украины сил должно хватить. Локализовать «русский мир» на территории Донбасса…

И, наконец, начать то, ради чего люди вышли на Майдан – начать строить современное украинское государство. Именно оно, то самое государство, в конце концов даст шанс на возвращение потерянных территорий.

Донецк и Луганск - это не Абхазия и Южная Осетия, где живут представители совершенно иных национальностей, имеющих очень мало общего с грузинами. Основное население востока Украины в этническом смысле – то же самое, что в Киеве и Днепропетровске. Между ними нет непреодолимых этнических противоречий, война носит сугубо политический характер.

«Брестский мир» даст Киеву возможность совершить рывок, который будет смотреться еще более отчетливо на фоне неизбежного бардака на территории Донбасса - «русский мир» умеет воровать, отбирать, захватывать, бить, унижать, но не умеет строить и управлять. Рано или поздно у прогрессирующей и идущей вперед Украины появится возможность втянуть Восток в то, что лучше всего получается у украинских политиков – интрижки, подковерные договоренности, перетягивание каната... В отличие от Абхазии и ЮО, восток Украины никуда не уйдет и у Киева будет время на то, чтобы вернуть его назад.

Сейчас важнее всего остановить процесс развала. Дать стране шанс на возрождение. Украина не должна утонуть вместе с Донбассом - так, как Грузия, сделавшая неправильный выбор в сентябре 93-го, утонула на многие годы.

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG