ПРАГА---Во время прошедшего саммита НАТО в Ньюпорте состоялась трехсторонняя встреча президента Армении Сержа Саргсяна, президента Азербайджана Ильхама Алиева и госсекретаря США Джона Керри. Рассказывает эксперт армянского Центра политических и международных исследований, политолог Рубен Меграбян.
Рубен Меграбян: Во-первых, это был первый саммит НАТО в условиях новой холодной войны. Армения, формально являясь стратегическим союзником и партнером России на Южном Кавказе и пропустившая предыдущие саммиты НАТО по тем или иным причинам, впервые за несколько лет приняла участие в этом саммите. В рамках этого саммита при американском посредничестве, а именно при посредничестве госсекретаря Керри, прошла встреча между Алиевым и Саргсяном. Хочу отметить еще и то, что в тех пунктах заключительной декларации саммита, где говорится о замороженных конфликтах, нашли более или менее обтекаемые формулировки, которые бы не вызвали возражения у разных сторон многочисленных конфликтов, которых очень много на постсоветском пространстве, в том числе на Южном Кавказе, в Молдове и Украине.
Главным итогом для Армении является то, что, вопреки усилиям России, Турции и Азербайджана, все-таки сохранился формат Минской группы ОБСЕ и он остался единственным самым важным в процессе карабахского урегулирования. В резолюции есть прямая ссылка на то, что там есть призыв проявить политическую волю в рамках действующих переговорных форматов, т.е. фиксируется такое положение вещей. В целом, оценивая и участие Армении на самом высшем уровне, и итоги прошедшего саммита, можно сказать, что участие Армении было своевременным, просто жизненно необходимым, и исходило из национальных интересов Армении и интересов национальной безопасности нашей страны. Сейчас очень важно, чтобы эти результаты нашли развитие в последующих действиях армянской дипломатии.
Я хотел бы сказать о некоторых других результатах, которые не касаются напрямую Армении, но могут на ней отразиться, надеюсь, положительно. Это то, что, во-первых, Грузия получила особый статус союзника НАТО, что открывает для Армении возможность диверсификации всей своей системы безопасности, политики безопасности, чтобы как-то сбалансировать, привести в горизонтальную плоскость наши отношения с Россией, т.е. открывает возможность для выхода из тупика. На фоне усиливающихся санкций против России проблематичным становится вопрос Таможенного союза или прочих путинских союзов, которые Армении совершенно не нужны. Как я понимаю, все-таки есть возможность вернуть ситуацию к положению, условно говоря, 2 сентября 2013 года – до заявления Армении о якобы намерении присоединиться к этим путинским союзам, что, естественно, было продуктом шантажа и угроз, просто банального выкручивания рук. Сейчас можно сказать, что фон и ситуация меняются, и вопрос в том, насколько Армения может воспользоваться изменением такого положения вещей. Сможет или нет – уже покажет время. Во всяком случае, долг и государства Армении, и армянского общества сделать все, чтобы воспользоваться открывшимися возможностями.