Accessibility links

Украина – конец первого тайма


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Что ж, Украина подписала-таки «брестский мир». «Подписала» не в буквальном смысле, так как пока никакого согласованного документа нет. Но, так или иначе, Киев отказался от попыток вернуть Донбасс силой, выторговав взамен очень худой, но все же мир.

Есть много различных мнений о том, что же будет в Украине дальше. Преобладает убежденность в том, что нынешнее перемирие ненадолго, что очень скоро война вспыхнет с новой силой. А я вот уверен, что нынешнее перемирие – надолго. Не исключаются, конечно, отдельные попытки ДНР выровнять позиции, к примеру, взять аэропорт, но общая ситуация останется неизменной.

Дело в том, что в Грузии очень многие допускают серьезную ошибку в оценке Путина, считая его милитаристом, жаждущим войны. На самом деле Путин, безусловно, имперец, но абсолютно не милитарист. Да и неоткуда ему быть таковым. Вся его биография – это биография типичного мелкого чинуши-карьериста, волей судеб занявшего трон императора всея Руси. Он никогда нигде не воевал, он не был боевым разведчиком, он не работал под прикрытием на вражеской территории. Лучшие годы своей безмятежной жизни он провел в уютном немецком Дрездене, где ходил в пивнушки и следил за теми, кто там ругал Хоннекера.

Путин – очень хитрый и расчетливый политик, у которого есть свои, персональные красные линии. Понятие «цена вопроса» для него не пустой звук. События конца августа - начала сентября показали, что легкой прогулки не будет. Что бескровное завоевание Крыма – это просто очень удачное стечение обстоятельств, но оно больше не повторится, и каждый километр украинской территории придется брать ценой новых жертв среди российских военнослужащих. «Цена вопроса» слишком высока, и поэтому, уверен, Путин счастлив тем, что ему удалось «не сдать» Донбасс, но при этом избавить себя от необходимости воевать дальше.

Кстати, именно тут ответ на вопрос многих украинских патриотов: «Что же получается, столько человек погибло зря? Стоило ли тогда воевать за Донбасс, сдались бы сразу!» Но на самом деле гибель украинских солдат не была напрасной: если бы Путин получил Донбасс так же легко, как и Крым, то сейчас война бы шла под Одессой и Харьковом...

В Украине у многих есть успокоительная иллюзия: «вот сейчас чуть-чуть отдохнем, соберемся с силами, проведем реформы, построим армию, а потом вдарим снова»... Увы, «чуть-чуть отдохнем» может затянуться на годы, реформ всегда недостаточно, а армия каждый год будет казаться неготовой, и всякий раз люди, принимающие решения, будут говорить: «не надо пока, в этом году мы не готовы, вот еще годик, и тогда...»

Как я уже писал, у Украины есть все шансы вернуть Донбасс, но не силой оружия, а подковерными интригами, подкупом, способствованием внутренним конфликтам и т.д.

Что ждет Украину в ближайшее время? Война очень маловероятна, хотя и исключать ее нельзя. Если в Киеве все расслабятся, войска разбредутся по домам, фортификационные сооружения будут заброшены, что ж, Мариуполь и Одесса лишними не будут. Если «русский мир» почувствует, что может развить наступление без особых жертв, то про муки совести никто не вспомнит.

Таким образом, все в руках Киева, и если украинское государство проявит элементарную расторопность, то никакой войны не будет.

Но, как уже было сказано, закончился лишь первый тайм украинской игры. Теперь начинается второй... Как только стихнут пушки, начнут говорить музы (в широком смысле слова) – возобновятся попытки играть на русскоязычии, на культурных связях, на экономических сложностях, которые, несомненно, ждут страну в ближайшие годы. Обязательно активизируется главное и, пожалуй, самое разрушительное оружие «русского мира» – православная церковь, которая сделает все возможное для того, что вносить раздор в души украинцев - так же, как она делает это за все время своего существования.

Ну и, конечно, реформы, реформы, реформы, о которых все говорят. Многие спорят: возможны ли реформы в условиях реальной войны? На 100% уверен: невозможны. И, кстати, пример Грузии очень наглядно об этом свидетельствует: все основные реформы были осуществлены в период с 2004 по 2007 годы, к августу 2008-го их основная часть была позади. К тому же августовская война со всеми ее этапами продолжилась около двух недель...

Ведь что такое реформа? Это массовое увольнение госслужащих, закрытие нерентабельных предприятий, введение рыночных цен на энергоносители, уничтожение организованной преступности, тотальное и максимально возможное разоружение гражданского населения. Что из всего этого можно сделать во время войны? Пожалуй, ничего...

Что ж, война закончилась - бойтесь мира. Самая сложная борьба с собой и своими пороками у Украины еще впереди. На этом пути будет много неприятностей, о которых сегодня никто не думает. К примеру, месяц назад на Донбассе война была в самом разгаре, а в это время телеканал «Интер», принадлежащий олигарху Дмитрию Фирташу, вел настоящую информационную битву с Игорем Коломойским. Документальный сериал «Приват-Хамелеон» был сделан в лучших традициях олигархических воин 90-х годов – не самый лучший фон для реформ.

Ситуацию осложняет то, что, к примеру, Грузия может себе позволить находиться в нынешнем подвешенном состоянии еще очень долго – в конце концов, все, что можно было потерять, мы потеряли, все заложенные мины уже задействованы, в то же время стране удалось отойти от пропасти, навести элементарный порядок. В общем, грузинцы звезд с неба не хватают, но, так или иначе, жить можно. Большинство стран мира примерно так и живет: дойдя до определенного уровня развития и практически остановив движение вперед.

Увы, Украина не может себе позволить такую роскошь. Украина будет либо развитым государством, либо ее не будет вовсе – по крайней мере в нынешних границах.

У Киева просто нет выбора – он должен победить во втором тайме...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG