Accessibility links

Смотрящие и страусы


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

В последние несколько недель - возможно, месяцев - мы видим, как на наших глазах разваливается один из самых любимых мифов «Грузинской мечты». Миф о том, что несчастный, бедный, честный, трудолюбивый, работящий и законопослушный грузинский народ постоянно кто-то незаслуженно обижает. Что стоит только освободить его от лишней опеки, как он тут же расправится в плечах, твердо встанет на ноги, не будет нарушать никаких законов, а уж, не дай бог, воровать или грабить – даже в голову не придет. Миф о том, что в «о, ужасные девять лет» в грузинских тюрьмах сидели ни в чем неповинные ангелы, соль земли, генофонд нации...

Что ж, грузинцев отпустили на свободу, предоставили максимальное поле деятельности для демонстрации их творческого гения, и вдруг... Вдруг выяснилось, что никаких ангелов не было и в помине, а освободившийся от оков среднестатистический грузинец в лучшем случае остался тем, кем был все это время. В худшем - смотрите криминальную хронику и ситуацию в тюрьмах...

Впрочем, это два разных вопроса, и не стоит их смешивать автоматически.

На фоне явного роста криминала власти продолжают успокаивать себя радужной статистикой. В каком-то смысле соглашусь с ними в том, что даже на нынешнем неблагоприятном фоне преступность в стране по-прежнему остается низкой – по моим ощущениям, где-то на уровне 2010-2011 годов. Судить о криминогенной ситуации по количеству убийств, на мой взгляд, - неправильный подход, поскольку элементарный анализ ситуации показывает, что подавляющее их большинство не имеет никакого отношения к преступности: мужья убивают жен из ревности, друзья друзей - по пьяни, соседи соседей - из-за какой-нибудь ерунды. Действительно, к каждому кретину полицейского не приставишь.

Проблема в другом: проблема в том, что, судя по всему, «Мечта» не понимает сути криминального поведения в Грузии. Что борьба с преступностью - это одно, а борьба с преступным менталитетом - это совершенно иное.

Борьба с криминалом – это когда человека, разбившего витрину, сажают на 1 год. Борьба с криминальным менталитетом – это когда человека, разбившего витрину, сажают на 8 лет. Это только со стороны кажется, что срок неадекватно большой. На самом деле его сажают не за разбитую витрину, а за драки в районе, за шум в подъезде, за пропаганду блатной заразы и, в конечном итоге, за дурное влияние на сверстников или подрастающее поколении. Именно в этом суть политики «нулевой толерантности», которую, судя по всему, в «ГМ» так и не поняли.

Именно поэтому настоящим преступлением была всеобщая амнистия, объявленная «Мечтой», в ходе которой вышли не только те, кого условно можно считать невинными – к примеру, «экономические», - но и вся шваль, которую долго и методично собирали в тюрьмах «националы».

И дело тут даже не в том, какое количество преступников вышло на свободу. Тут мы сталкиваемся с еще одним непониманием: со стороны власти слышно много разговоров о «необходимости ресоциализации амнистированных», «создании для них рабочих мест» и прочей чуши…

Чуши потому, что в Грузии преступность не имеет ничего общего с социальными проблемами и беднотой. Вспомните начало 90-х годов и спросите, кого угодно, какие банды в Тбилиси были самые жесткие и беспощадные? Все вам ответят: Верийское братство, Вакийское братство и «кулинары». Все – в самом центре, в престижных районах, все – дети богатых семей, чиновников, цеховиков, миллионеров. Они даже в самое худшее время не нуждались ни в чем, но готовы были убить кого угодно за доллар. И сейчас самое большое количество убийств – в центральных районах города, где живут самые отъявленные подонки даже по нашим меркам...

Среди блатной молодежи преступное поведение – это способ самореализации, а не проблема «ресоциализации» и прочей чепухи. В Грузии есть единственный способ держать криминал под контролем – это страх. Дикий, животный страх перед долгим и ужасным пребыванием в тюрьме...

Именно этого страха «мечтатели» и лишили потенциальных преступников. И это не мое мнение. Омбудсмен Уча Нануашвили, 200%-ный «мечтатель», заявил, что причиной роста преступности часто являются «слишком мягкие приговоры за тяжкие преступления»...

Что ж, эксперимент проведен, и он ожидаемо закончился крахом. Человека можно сделать свиньей – это очень легко, а вот свинью переделать в человека наука еще не научилась...

Сейчас власти пытаются ужесточить политику – иногда глупо и импульсивно, в частности, проводя масштабные проверки на улицах. Толку от них мало, но в целом даже с этим я бы скорее согласился опять же из соображений ментального характера. Осмелевшие блатные должны теперь почувствовать, что эксперимент подошел к концу... Это обязательно подействует, несмотря на то, что сами по себе эти рейды – глупость полнейшая.

В общем, на улице ситуация в целом под контролем, и МВД может постепенно мягко закручивать гайки, время еще есть.

А вот ситуация в тюрьмах критическая, и времени уже нет. Вводить туда спецназ и крушить все подряд надо было еще вчера, с каждым днем власть «смотрящих» в пенитенциарной системе становится все более явной.

Но, похоже, что в этом вопросе правительство избрало страусиную политику – ничего не замечать и все традиционно валить на «националов».

Что ж, можно и так, но тогда через пару лет по тюрьмам придется стрелять из танков...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG