Когда будет продолжено строительство крупнейшей в Грузии ГЭС на реке Худони? На этот вопрос ответа все еще нет. Не пролила свет на проблему и конференция, прошедшая в Местии при поддержке фонда Фридриха Эберта. Она была посвящена проблемам защиты экологии Сванетии.
Строительство гигантской плотины в деревне Хаиши началось еще в советское время, однако после развала СССР оно было заморожено. Несколько лет назад прошлые власти передали оставшуюся инфраструктуру компании «Трансэлектрика», которая должна была продолжить строительство с 1 марта 2014 года. Однако в этот раз осуществление этого замысла остановил протест хаишцев. Они заявили, что всеми способами помешают осуществлению проекта. С тех пор, несмотря на неоднократные заверения министра энергетики Кахи Каладзе о скором завершении переговоров с инвестором, перспективы строительства ГЭС так и остаются туманными.
На днях в Сванетии прошла конференция, в которой участвовали представители Народного защитника, неправительственных организаций, правительства и местного населения. Докладчики пытались выяснить, какие положительные стороны и какие опасности таит в себе строительство подобного сооружения.
По данным аппарата Народного защитника Майи Липартелиани, компания-инвестор до сих пор не предоставила завершенный документ по воздействию ГЭС на окружающую среду. Не существует и подробного плана расселения местных жителей после потопления деревень, хотя известно при этом, что бывшие власти уже передали в собственность «Трансэлектрики» 12 миллионов квадратных метров лесов и пастбищ, которыми они пользовались.
Слова Липартелиани подтвердил и местный житель Мераб Чкадуа:
«На мое имя еще в советские времена были зарегистрированы сельхозугодья площадью полтора гектара. Однако сейчас вдруг выясняется, что власти самовольно сократили мой участок на две трети, передав его инвестору. Часть моих угодий в документах оформлены как лесные».
Доктор географических наук Роман Майсурадзе заявил, что проект безнадежно устарел:
«Проект разработан 40 лет назад, и он не учитывает современные требования к экологии и правам человека. Под водой окажется 45 тысяч гектаров сельхозземель, а местному населению никто не сможет предоставить подобных условий. Абсолютно не учитывается близость поселения к оккупированной Абхазии и то, что оставлять без населения этот участок никак нельзя. И еще – появление искусственного озера приведет к повышению влажности, что может стать причиной паводков и селей».
Представитель Агентства по строительному надзору при Министерстве экономики Тенгиз Кодуа заверил хаишцев, что для получения разрешения на продолжение строительства компании необходимо договориться с местным населением:
«Я, как один из начальников этой службы, подтверждаю, что разрешение на строительство не будет выдано, пока не будут зарегистрированы все земельные участки и не будет достигнуто соглашение между инвестором и населением. Без этого строительство исключено!»
Эксперты заострили свое внимание и на том, в какой степени выработанная станцией электроэнергия будет потрачена на нужды населения Грузии. Говорит представитель НПО «Зеленая альтернатива» Манана Кочладзе:
«Когда некоторые говорят, что станция станет гарантом энергонезависимости Грузии, то это не совсем так. Судя по параметрам контракта, 90% выработанных мощностей пойдет на экспорт, а Грузия получит 134 миллиона киловатт/часов, да и то только в течение четырех месяцев по цене 10 тетри за киловатт», – подытожила эксперт.
Примечательно, что в работе конференции не участвовал технический директор «Трансэлектрики» Давид Мирцхулава. На вопросы «Эха Кавказа» он решил ответить в письменном виде, однако исчерпывающими эти ответы назвать довольно сложно. В письме содержалась лишь информация о том, что компания провела регистрацию 90% земель за свой счет, а также заверения в том, что она готова поставлять энергию на внутренний рынок в течение восьми месяцев или круглого года, если с Министерством энергетики будет достигнуто соответствующее соглашение.