В Южной Осетии обсуждают недавнее заявление посла Грузии в США Арчила Гегешидзе о том, что грузинские власти не против разместить на своей территории тренировочные лагеря для сирийской оппозиции. Несмотря на опровержение этой информации со стороны грузинских властей, оно вызвало обеспокоенность официальных лиц в Цхинвале.
Такое впечатление, что опровержение Министерства обороны Грузии было воспринято в Южной Осетии как подтверждение тому, что тренировочные лагеря будут организованы. Возможно, этому их учит опыт – например, когда агрессии 2008 года предшествовало «опровержение слухов» о войне Михаилом Саакашвили. Вице-спикер югоосетинского парламента, председатель комитета по обороне и безопасности Дмитрий Тасоев в интервью сайту «Осрадио» выразил уверенность, что развертывание подобных лагерей в Грузии вполне вероятно и представляет угрозу для стабильности и безопасности Южной Осетии и России:
«Грузия до сих пор не хочет смириться с реальностью и признать нашу независимость и до сих пор называет нас сепаратистами, террористами, незаконными вооруженными формированиями и так далее. Значит, с их точки зрения, в указанном центре будут готовиться и против нас».
Ни для кого не секрет, говорит армянский политолог Гагик Авакян, что Грузия связывает свою безопасность с НАТО, поэтому вместе с союзниками они обязательно будут строить на своей территории какие-то военные базы или тренировочные лагеря:
«Однако надо понимать, что НАТО – это такая забюрократизированная организация, не говоря уже о том, что там всегда найдутся очень осторожные, не желающие никуда влезать и тратиться. Поэтому, скорее всего, на первом этапе безопасность Грузии будут напрямую обеспечивать США. Тренировочные лагеря – это такое нейтральное название для американского присутствия. Совсем необязательно, что там будут тренироваться сирийские повстанцы или еще кто-нибудь извне».
Военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин также скептически относится к перспективам тренировки сирийских повстанцев на территории Грузии. Он убежден, что если этот план будет реализован, то принесет больше проблем Грузии и ее союзникам, нежели Южной Осетии или России:
«Готовить оппозицию можно где угодно, не только в Грузии. Например, в тех же районах Ирака, не занятых ИГИЛ. Но, как показывает опыт того же Афганистана, когда американцы готовили оппозицию советским войскам, потом из этой оппозиции вырастали Усама Бен Ладен и все остальные. Так что это весьма неоднозначная вещь – подготовка оппозиции. Это всегда выходит боком государству, которое занимается подготовкой. В свое время Советский Союз приложил много сил, чтобы подготовить коммунистическое подполье для отдельных стран Азии и Африки. И чем это обернулось? Известный террорист по кличке «Шакал», который сейчас отбывает пожизненное тюремное заключение, тоже воспитанник советских спецслужб».
Виктор Литовкин убежден, что развертывание подобных лагерей никакой опасности для молодых республик Южного Кавказа не представляет:
«Я не думаю, что сирийская оппозиция будет сражаться с Абхазией или Южной Осетией. Полагаю, что август 2008 года отрезвил не только грузинское руководство, но и натовское. Сегодня, когда на территории Южной Осетии и Абхазии стоят российские военные базы, вряд ли кто захочет связываться с Россией. Я не думаю, что здесь что-то представляет угрозу республикам. Ну а политические заявления, игры и спекуляции на фоне других заявлений всегда были, есть и будут».
Наверное, использование информационных поводов для того, чтобы привлечь к себе внимание избирателя, продемонстрировать свою позицию по различным вопросам – вещь естественная для политика. Только в Южной Осетии это носит хронический алармистский характер. Грузинская угроза и призывы искоренить предательство использовались в качестве инструмента давления на неугодных во времена президентства Эдуарда Кокойты. Тема грузинской угрозы и необходимости вхождения в состав России, как единственной гарантии безопасности, эксплуатировалась во время предвыборной агитации на парламентских выборах. Так происходит подмена повестки дня для республики, считает югоосетинский политолог Дина Алборова:
«Конечно, живы воспоминания о войне, остались страхи в обществе. Поэтому возможны такие манипуляции. Можно сказать «родина в опасности» и привести в доказательство объективные примеры, которые существуют вокруг нас, притянуть их к республике, где-то приврать, что-то прибавить или убавить. Так искусственно актуализируются проблемы, которые на самом деле стоят далеко за горами, чтобы избежать дискуссий о проблемах социально-экономического развития, вопросах культуры и образования. Это очень болезненные темы».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия