В Абхазии кульминация выборов – назначения высших должностных лиц. В течение двух недель после вступления в должность президента должны быть сформированы органы власти.
«Генеральная уборка» в органах власти – главное требование народа во время майских событий - омрачена первыми назначениями в администрации президента. Спор на тему, должен ли кто-то из старых чиновников остаться на своих местах, вспыхнул с новой силой после переназначения на своей должности первого заместителя главы администрации Дмитрия Шамба. Фигура, в общем-то, не столь значимая, но показательная. Дмитрий Шамба защищал интересы президента Багапш, затем Анкваб не только в парламенте, но и на различных общественных площадках, в судах и т.д. Поэтому многие увидели в этом назначении желание президента пойти по стопам предшественника. Накал страстей достиг такого уровня, что оглашение следующей фигуры чревато еще большим недовольством среди сторонников нынешней власти. Пока президент и премьер не до конца раскрыли карты, но есть основания полагать, что на своих местах могут остаться и некоторые другие чиновники – к примеру, министр финансов Владимир Делба или министр культуры Бадра Гумба.
По мне, так должность главного бухгалтера страны, а именно так я оцениваю роль министра финансов, не столь значима, и глава этого ведомства не станет препятствием для реформ, обещанных новой властью. То же можно сказать и о министре культуры. Другое дело, когда речь заходит о Министерстве иностранных дел или Совете безопасности страны. Это уже структуры, задающие основные векторы изменений. Хотя при действующей вертикали власти и эти ведомства не отойдут от линии, прочерченной главой государства. Во всяком случае, до тех пор, пока не будет осуществлено перераспределение полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти. Но до этого как минимум года три.
В общем, если «говорить начистоту», то переназначения сегодня имеют принципиальное значение только в том смысле, что нужно все-таки уважать мнение избирателя. Например, перед тем, как переназначать, не мешало бы провести аудиторские проверки министерств и ведомств, в большинстве из которых нецелевое использование средств – самое распространенное явление.
Разумеется, моя «беспринципность» в вопросе назначений тоже имеет свои пределы. Ни для кого не секрет, что поводом для майских событий в Абхазии, завершившихся отставкой президента Анкваб, стала незаконная паспортизация жителей Галского района. Напомню также, что закон о гражданстве Абхазии предполагает двойное гражданство только с Россией. На этом основании более 20 000 граждан Грузии, проживающих в Абхазии, были лишены абхазского гражданства. Закон един для всех, что для крестьянина в Галском районе, что для высокопоставленного чиновника в Сухуме. Так вот недавно из недр президентской администрации всплыла копия указа президента Анкваб от 15.11.2011, согласно которому представителем президента Абхазии «по связям с международными организациями» был назначен гражданин Грузии и Абхазии Зураб Лакербая. Двойное гражданство «помогало» чиновнику благополучно существовать в структурах абхазской и грузинской властей. Слуга двух господ, курсируя по маршруту Тбилиси-Сухум, решал вопросы распределения финансовых потоков, поступающих от международных организаций. Деньги, возможно, и несоизмеримые с российским комплексным планом, но вполне серьезные, чтобы лоббировать интересы Грузии в Абхазии посредством неправительственных организаций, непонятных и дорогих медицинских проектов и т.д. и т.п.
Дело не только в нарушении закона о гражданстве и даже не в личности Зураба Лакербая. Проблема вообще в том, что существует такой Фигаро с подобными полномочиями в органах власти. Понятно, что для любого главы государства контроль над финансовыми потоками НПО – важное подспорье, позволяющее заручиться лояльностью сотрудников этих структур. В результате такой уловки из жизни общества целенаправленно были выбиты интеллектуалы нашего поколения, работающие большей частью в НПО.
Потому моя «беспринципность» в случае переназначения Зураба Лакербая даст осечку. Дальнейшая судьба его должности – это тест на совместимость прошлого и настоящего.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции