Алексей Ломия, утвержденный на этой неделе на должность генерального прокурора, дал пресс-конференцию для журналистов на площадке АРСМИРА. За все время существования абхазского государства это первый случай, когда генпрокурор вышел на открытый разговор со всеми журналистами, не разделяя их на своих и чужих. И этот факт уже сам по себе вселяет надежду на перемены, связанные как минимум с открытостью власти.
Но еще большим удивлением стала откровенность, с которой генеральный прокурор не просто говорил, а с плеча рубил сук, на котором сидели его предшественники, делавшие акцент на полную закрытость и изоляцию от общества.
«Мы будем действовать гласно, сотрудничать с прессой. Мы готовы быть открытыми. И если кто-то из моих сотрудников не готов общаться со СМИ, ему придется искать другую работу, потому что гласность заложена в самом законе о прокуратуре», - заявляет новый генеральный прокурор.
Алексей Ломия позиционирует себя как сторонника решительных мер и обещает, что осторожничать не будет. «Почему никто не проверяет людей, которые в одночасье богатеют?» - говорит он, напоминая о требовании президента «применять кардинальные меры». Для этого новый генпрокурор намерен координировать работу прокуратуры с МВД, СГБ и таможней и направить все усилия на улучшение криминогенной ситуации. «Во главе всей правоохранительной системы - Генеральная прокуратура», - конкретизирует он.
Из дел, которые сейчас находятся в производстве Генпрокуратуры, Алексей Ломия выделяет расследования хода освоения средств Комплексного плана развития Абхазии. До нового года генпрокурор обещает представить обществу материалы о присвоении и нецелевом расходовании бюджетных средств, направленных на строительство Сухумского стадиона, «выпрямление» кривого дома и т.д. По словам Ломия, суммы по выявленным нарушениям исчисляются девятизначными цифрами и он, как генпрокурор, готов «призывать этих людей к ответу». «Деньги поступили в Абхазию для развития нашей родины, а не на развитие их благосостояния», - говорит Ломия. Он также добавил, что люди, занимавшиеся ремонтными работами в Драндской тюрьме, до нового года сами могут оказаться «в тех местах, которые они ремонтировали».
Понятно, что большая часть инициатив, связанных с борьбой с коррупцией, расхищением бюджетных средств и российских поступлений, наткнется на сопротивление и в самой прокуратуре. Генпрокурор понимает всю сложность ситуации и предлагает своим сотрудникам отсекать свои прошлые связи уже сейчас или покинуть ведомство. Это и есть та самая «кадровая встряска», которую Алексей Ломия обещал депутатам парламента в момент его избрания на должность.
«Я специально озвучиваю эти цифры и надеюсь, что они (сотрудники прокуратуры) смотрят эту пресс-конференцию. Пусть подумают. Может быть, завтра ко мне придут 20 человек и скажут, что они не готовы к этому. Не вопрос – найдем более решительных людей».
Забегая вперед, скажу, что, спустя сутки, никто из сотрудников прокуратуры не подал заявление об отставке. И дело, на мой взгляд, совсем не в том, что все правоохранители готовы направить свои усилия на борьбу с коррупцией, а, скорее всего, в выжидательной позиции. Не надо быть глубоким аналитиком, чтобы понять, что прежней власти, теряющей не только средства и рычаги управления, но и своей большей частью подпадающей под различные статьи Уголовного кодекса, новая власть не оставила тропинок для отступления. Этим и объясняется начавшаяся перегруппировка сил, которая идет одновременно с кадровыми назначениями. Отлучили от исполнительной власти? Не конец света – есть вариант прикрыться депутатской неприкосновенностью.
Пиар-кампания новых кандидатов уже началась – выезды в села, помощь школам, создание новых организаций. Методы все те же. Главное, чтобы после кадровых назначений в парламенте оказалось как можно больше свободных мест. И тогда парламент в одночасье превратится в пристанище экс-чиновников, блокирующих решения исполнительной власти. Что будет означать, что о переменах можно только продолжать мечтать. Так что заявлений об отставке ни в прокуратуре, ни в других органах власти пока не будет. Чиновники готовятся к реваншу.