В Тбилиси прошла презентация отчета ряда правозащитных организаций о положении в тюрьмах Грузии. Авторы доклада не только вспомнили о том, что происходило в местах заключения в недавнем прошлом, но и подготовили ряд рекомендаций по борьбе с насилием и пытками в исправительных учреждениях. Вероятность возвращения к практике пыток отнюдь не нулевая, считают правозащитники.
Грузинским гражданам вновь напомнили о том, о чем и так слышал, пожалуй, каждый житель страны – о вениках в качестве сподручных средств насилия и прочих ужасающих способах усмирения заключенных. «Открытое общество Грузии» и другие неправительственные организации представили сегодня отчет, над которым работали два года. В докладе рассказывается о ситуации в пенитенциарной системе с 2006 по 2012 год. Авторы опросили 1200 человек, среди которых как бывшие заключенные, так и лица, до сих пор отбывающие наказание. Исходя из показаний респондентов, правозащитники пришли к выводу, что пытки в тюрьмах носили систематический характер.
По словам главы НПО «Открытое общество Грузии» Кети Хуцишвили, этот доклад служит не только напоминанием о недалеком прошлом:
«Цель нашего доклада – это не осуждение какого-либо конкретного индивидуума, группы лиц или отдельной политической партии. Цель в том, чтобы подобное (пытки и насилие в тюрьмах) больше не повторялось. Должны быть созданы механизмы, которые сделают такой нечеловеческий подход к решению определенных проблем в тюрьмах невозможным», – объяснила журналистам Хуцишвили.
Правозащитники в очередной раз призвали власти расследовать преступления в тюрьмах, о которых мир узнал в сентябре 2012-го. Особого рвения со стороны нынешнего грузинского руководства, которое победило на выборах во многом благодаря видеокадрам с пытками и обещало расследовать нарушения прав заключенных, пока не видно, говорит глава Центра по правам человека и один из авторов доклада Алеко Цкитишвили:
«Удивительный подход проявляют наши власти. Абсолютно не видно никаких телодвижений, которые бы указывали на то, что правительство заинтересовано изучить и расследовать те события в тюрьмах. По сути, наше исследование по этой теме – первое и единственное, так как власти отделываются лишь редкими публичными заявлениями. Такое замалчивание тех событий дает нам повод опасаться, что прошлое никуда не делось, более того – прошлое может вернуться», – говорит Цкитишвили.
Косвенно с главой Центра по правам человека соглашается и Уча Нануашвили. Народный защитник, присутствовавший на презентации доклада, признает, что в пенитенциарной системе не все гладко.
«Главное теперь – не оглядываться назад, а смотреть вперед. Проблемы есть и сейчас, и их нужно решать. До сих пор мы сталкиваемся, например, с тем же синдромом безнаказанности чиновников. Со всем этим нужно бороться».
Чтобы бороться с явлением, государству нужно проявить волю – рассуждает юрист и глава грузинского Института регионального развития и сотрудничества Георгий Гобронидзе. Между тем, реформы, которые проводят власти, почти не касаются кадрового состава исправительных учреждений.
«Были люди, которые с радостью исполняли такие приказы (пытки и издевательства) и которые никуда не исчезли. Они остаются (в системе). И когда Бедукадзе (Ладо Бедукадзе, автор видеороликов с пытками в тюрьмах), один из соучастников, считается у нас сейчас национальным героем, я не могу сказать, что кто-то делает что-то, чтобы таких людей не было в тюрьмах».
Гобронидзе также отметил, что синдром безнаказанности после смены власти в Грузии начал прослеживаться и у так называемых блатных заключенных, которые пытаются вернуть утерянные в годы правления «националов» позиции. И это усиливает опасения правозащитников, что власти, если начнут бороться с тюремными «авторитетами», пойдут по проторенной дорожке – будут применять силу.