В Грузии обсуждают кандидатуры на освободившиеся места в правительстве. Речь идет сразу о двух министерствах – иностранных дел и евроинтеграции, главы которых подали в отставку на фоне разразившегося в государстве политического кризиса. Правда, на этом потрясения и перипетии не закончились – в Грузии, где еще не оправились от последних событий, уже ждут новых скандалов.
Впервые за два года правления «Грузинской мечты» правительство страны собралось на заседание в сокращенном составе – пустовали кресла экс-главы министерства иностранных дел Майи Панджикидзе и министра по вопросам евроинтеграции Алекси Петриашвили. Не было и новоназначенного министра обороны Миндии Джанелидзе, который начал сегодняшний день на новом рабочем месте – в кабинете, еще позавчера занимаемом Ираклием Аласания.
Члены правительства собрались как раз для того чтобы начать обсуждение кандидатур на вакантные места министров, ушедших в отставку, но сначала им пришлось выслушать продолжительную тираду главы кабмина. Ираклий Гарибашвили был заметно подавлен и угрюм. И хотя он сразу заявил о том, что политический кризис стране не грозит и ничего серьезного не происходит, его вид и дальнейшее выступление говорили об обратном. Почти вся его публичная речь была посвящена экс-министру обороны Ираклию Аласания, смещенному позавчера со своей должности. А жесткая критика, пожалуй, впервые прозвучала не только в адрес оппозиционного «Единого национального движения».
«То, что он (Ираклий Аласания) сделал в стиле Саакашвили, порождает много вопросов. Мне очень жаль, что его поддержали люди, которых я считаю друзьями. Думаю, они заблуждаются и не до конца осознают последствия своих действий. Между государством и личностью, они выбирают почему-то последнее. Но хочу заверить общество, что ничего страшного и плохого не происходит. Всего-навсего три авантюриста, хотя, точнее будет сказать, один авантюрист, безрассудный и амбициозный политик отошел от коалиции. Ираклий Аласания был единственным в «Мечте», кто открыто лоббировал интересы «националов» и «покрывал» их. Его заявление о том, что он готов сотрудничать со всеми проевропейскими партиями, в том числе с «националами», также является самолюстрацией. Скоро наши граждане узнают много нового. И его (Ираклия Алсания) соратников также ждет много «сюрпризов», – пообещал Гарибашвили, явно желая заинтриговать общество.
О каких «сюрпризах» идет речь – никто так и не понял. Члены правительства слова премьера комментировали неохотно, отделываясь лишь нейтральными фразами, мол, время все расставит по своим местам. Сдержанность бывших коллег по кабмину частично объяснил сам Ираклий Аласания, который ответил премьеру Гарибашвили спустя несколько часов в офисе своей партии «Свободные демократы».
«Мужчины, у которых есть лицо, его не потеряют. Премьер же лицо потерял. Несмотря на это, мне дорог период, который я прошел с «Грузинской мечтой». Я призываю всех оставаться корректными. Уверен, его слова не понравились его же коллегам, которые не видят в подобных заявлениях никакого позитива. Я не смогу ответить премьеру в том же духе, так как я отдаю дань уважения институциям. Просто посоветую ему, чтобы он такого больше не повторял. Просто потому что это неправильно», – сказал Аласания.
А над обещанием о скорых «сюрпризах» «свободные демократы» и вовсе посмеялись. Однопартиец экс-министра обороны, депутат Зураб Абашидзе пошутил, что премьер, наверно, имел в виду «киндер-сюрприз».
Слова премьер-министра комментируют и грузинские политологи. Эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе считает тенденции, наметившиеся в грузинской политике, тревожными. Бывший член коалиции «Грузинская мечта» критикует Ираклия Гарибашвили:
«Мне не нравятся такие заявления и такие манеры обращения. Это не придает веса грузинской политике. Наоборот, наносит вред и привносит недипломатические элементы», – считает Арешидзе.
Грузинские эксперты прогнозируют, что конфликт между премьером и экс-главой Минобороны может продолжаться до последующих парламентских выборов, поскольку чем дальше, тем больше Аласания рассматривается, как политический конкурент. Сам лидер «Свободных демократов» и вовсе не исключает, что против него может начаться уголовное преследование. Согласны с ним и соратники по партии, которые считают, что заявление их лидера об угрозе смены политического курса, после которого он и был отправлен в отставку, может дорогого ему стоить.
Между тем, пора громких отставок в Грузии, судя по всему, пошла на спад. И даже наметились обратные тенденции – почти все заместители экс-министра иностранных дел Майи Панджикидзе, кроме Давида Залкалиани, вернулись к своим обязанностям. Правда, кто займет кресло самой Панджикидзе пока неизвестно. Правительство, которое намеревалось сегодня начать консультации по этому вопросу, перенесло обсуждение на ближайшие дни.
Хотя уже называются возможные варианты. Это действующий посол Грузии в Австрии Константин Залдастанишвили, глава парламентского комитета по внешним связям Тедо Джапаридзе и спецпредставитель премьера по вопросам урегулирования отношений с Россией Зураб Абашидзе. Сегодня днем грузинские журналисты назвали еще одну кандидатуру – Тамар Беручашвили. Заместитель министра иностранных дел, которая еще вчера вслед за Панджикидзе заявила об уходе из-за угрозы прозападному курсу, сегодня уже вернулась обратно. Вот что говорит сама Беручашвили:
«Я продолжаю свое дело, которым я занимаюсь двадцать два года и которое зовется европейским будущим Грузии. Таково мое решение. Насчет моей кандидатуры ничего сказать не могу, подождем развития событий или можно поинтересоваться у премьера», – неоднозначно заявила замминистра.
Также Беручашвили пророчат и пост госминистра по вопросам евроинтеграции, который занимал соратник Ираклия Аласания Алекси Петриашвили. Свою должность он покинул вслед за увольнением Аласания с поста главы Минобороны. Сегодня же подтвердилась и информация о том, что ушел в отставку и постоянный представитель Грузии в НАТО, член партии «Свободные демократы» Леван Долидзе. Правда, он признался, что формально останется на должности до конца года, так как в ноябре запланирован визит премьер-министра в Брюссель. Там Гарибашвили проведет встречу с генсеком Североатлантического альянса.