«Свободные демократы» сегодня официально покинули ряды правящей «Грузинской мечты». Несмотря на это, политическая коалиция, победившая в 2012 году на парламентских выборах, вновь оставляет за собой большинство мест в законодательном органе – к «Мечте» присоединились беспартийные, так называемые свободные депутаты. Но даже при таком раскладе назвать политический кризис в Грузии исчерпанным пока нельзя.
«Свободные демократы», возглавляемые экс-министром обороны Ираклием Аласания и покинувшие парламентское большинство, обещают и впредь сотрудничать с правящей «Грузинской мечтой» по ряду вопросов. Разминувшиеся депутаты всячески стараются продемонстрировать взаимную лояльность и отсутствие фундаментальных разногласий.
Но, судя по последним высказываниям премьер-министра Ираклия Гарибашвили, все далеко не так радужно. «Свободные демократы» по большому счету записаны в ряды политических врагов. Почти наравне с бывшим правящим, а ныне оппозиционным «Единым национальным движением». Сегодня Ираклий Гарибашвили провел прямые параллели между своими бывшими коллегами по кабинету министров и «националами»:
«На протяжении последних двух лет мы все слышали о том, что в Европе и Америке существует мнение, что в Грузии преследуют оппозицию, что здесь есть избирательное правосудие. Когда Аласания ездил в Европу и Америку, то говорил не о преступлениях, совершенных при прежней власти, а хвалил реформы Михаила Саакашвили. Этим же занималась Майя Панджикидзе (экс-министр иностранных дел, ушедшая в отставку после увольнения Ираклия Аласания с должности министра обороны). У меня серьезное подозрение, что это делалось целенаправленно. И если на Западе продолжают так думать (о политических преследованиях), то это прямая ответственность Майи Панджикидзе, Аласания и Алекси Петриашвили (экс-министр по вопросам евроинтеграции, соратник Ираклия Аласания по партии)».
Причем, это не первый резкий выпад в адрес бывших коллег со стороны премьер-министра. Политолог Сосо Цискаришвили не исключает, что в экс-министре обороны Гарибашвили видит политического конкурента:
«С большой долей вероятности подобные резкие высказывания из уст господина Гарибашвили в адрес его бывшего коллеги звучат для того, чтобы тем самым прикрыть свои слабые места. Он (Гарибашвили) выведен из равновесия, и уже мало контролирует себя. Чем больше Аласания хвалят на Западе, тем больше его ругают здесь. Премьер наносит вред государству и имиджу, постоянно критикуя политиков, которые пользуются большим доверием и авторитетом у наших западных партнеров».
Ответ Ираклия Аласания премьер-министру последовал сегодня же. Экс-министр обороны заявил, что Гарибашвили попросту вводят в заблуждение. Правда, кто, по его мнению, заставляет премьера заблуждаться, Аласания не пояснил:
«Мне обидно, что такими заявлениями премьер страны вредит Грузии, нашему международному имиджу и, разумеется, самому институту премьер-министра. На протяжении двух лет я говорил со своими зарубежными партнерами об успехах Министерства обороны и процессе евроатлантической интеграции. И премьер очень хорошо знает, что во время визитов я действовал исключительно в интересах страны. Я пожелал бы, чтобы подобные разговоры прекратили все члены правительства и в первую очередь премьер-министр».
Между тем правящая «Грузинская мечта», не без усилий вернувшая за счет независимых депутатов большинство мест в законодательном органе, может получить еще один удар. После того, как председатель парламента, республиканец Давид Усупашвили посетил партийный съезд ушедших в оппозицию «свободных демократов», в стране участились разговоры о возможном выходе из коалиции и Республиканской партии. Такую вероятность видит политолог Гия Хухашвили:
«Разумеется, в этом (в присутствии Усупашвили на съезде «свободных демократов») проглядывается этакий ход, который позволяет республиканцам оставить место для дальнейшего маневра», – говорит Хухашвили и не исключает, что республиканцы, таким образом, уже начинают заручаться поддержкой «свободных демократов».
Что касается самой Республиканской партии, то ее представители заявили, что покинут «Грузинскую мечту» только в том случае, если она свернет с прозападного пути. Как раз в этом правящую силу обвинили ушедшие в оппозицию «свободные демократы».