В международном антикоррупционном рейтинге, составленном некоммерческой деловой ассоциацией TRACE International, Грузия заняла беспрецедентно высокое 11-е место среди 197 стран. По заявлению министра юстиции Теи Цулукиани, итоги рейтинга наглядно демонстрируют отсутствие коррупции правительства и прозрачность его общения с бизнесом. Эксперты, в свою очередь, весьма сдержанно относятся к данному рейтингу.
Исследование TRACE International, которое проведено совместно с американским аналитическим центром Rand Corporation, фиксирует ситуацию с взяточничеством во всех странах мира.
Страны оценивали по четырем основным критериям: как бизнесу приходится взаимодействовать с властями страны, какие в этом государстве существуют антикоррупционные законы и как они применяются на практике, насколько прозрачны госслужба и государственные процедуры, существует ли возможность общественного контроля за всеми этими процессами, в том числе и со стороны СМИ. У каждого из четырех параметров – свой коэффициент, который и учитывается в общем индексе.
По результатам рейтинга, который составляется по данным Всемирного банка, Всемирного экономического форума, Международной организации труда и ряда других всемирных организаций, Грузия заняла 11-е место, опередив как страны постсоветского блока, так и такие развитые демократии, как Франция, Великобритания, Норвегия и Швейцария.
Естественно, такие высокие международные показатели стали поводом для проявления правительством некоего самодовольства. Оно проявилось в словах министра юстиции Теи Цулукиани, которая по совместительству занимает должность председателя Антикоррупционного совета:
«Очень радостно, что по прозрачности государственных сервисов мы занимаем более высокое место, чем ряд развитых стран. Радует и то, что у людей в Грузии нет опасений, что какая-либо госструктура потребует взятку за разрешение начать бизнес».
По словам политолога Гии Хухашвили, он не стал бы уделять подобным рейтингам излишнее внимание. По его словам, гораздо важнее признать, что очищение вертикали власти от коррупции произошло во времена правления Саакашвили, и новые власти не имеют оснований приписывать себе это достижение. Другое дело – элитарная коррупция, которая тоже сформировалась при прежних властях:
«Это произошло тогда, когда экономика страны фактически была интегрирована с властью, и власть стала смотреть на бюджет, как на собственный кошелек. Соответственно, расходование средств происходило по личному усмотрению очень узкого круга людей и абсолютно непрозрачно. Нынешние власти предприняли определенные шаги, чтобы исправить ситуацию, и движутся в правильном направлении – дистанция между бизнесом и властью постоянно растет. Однако пока ситуация далека от идеальной и не носит необратимого характера. Я не вижу больших поводов для радости».
Сегодня же важность результатов рейтинга в плане привлечения иностранных инвестиций отметил замминистра внутренних дел Леван Изория:
«Грузия находится на беспрецедентно передовом месте среди тех стран в мире, где для инвесторов риск оказаться жертвой коррупционных сделок со стороны властей – минимален».
Однако Гия Хухашвили вовсе не считает, что высокие места в рейтингах в состоянии коренным образом изменить ситуацию в деле привлечения иностранных инвесторов. Политолог объяснил почему:
«Все зависит от того, о каких типах инвестиций идет речь. Что касается западных инвесторов, то им неинтересны рейтинги, потому что они тщательно изучают риск-факторы, связанные с безопасностью и политической ситуацией внутри страны. Что касается инвесторов из коррумпированных стран, то, как ни парадоксально, для них этот рейтинг еще более усложняет ситуацию, так как они привыкли вести бизнес с властными структурами посредством взяток. Получается, что в определенной ситуации высокие места рейтинга, напротив, в состоянии отпугнуть инвесторов. Так что я бы не стал разделять оптимизм властей по этому поводу».
Аналогичный рейтинг в следующий раз будет опубликован в 2016 году. Министр юстиции Тея Целукиани выразила надежду, что к тому времени Грузия улучшит свои показатели и попадет в ведущую десятку.