Парламент Грузии готовит специальную резолюцию по последним событиям вокруг Абхазии. Речь идет о подписании соглашения о союзничестве и стратегическом партнерстве между Россией и самопровозглашенной республикой. Принятие резолюции ожидается уже в ближайшие дни. Но сначала депутаты должны утвердить текст, который предсказуемо может стать предметом жарких споров в парламенте.
К работе над текстом той или иной резолюции грузинские депутаты традиционно подходят c двух сторон. То есть парламентское большинство и меньшинство готовят два разных, а порой даже противоположных по содержанию варианта.
На этот раз первыми, что опять же традиционно, свой проект будущей резолюции представили депутаты от оппозиционного «Единого национального движения». На подписанное соглашение о союзничестве и стратегическом партнерстве между Москвой и властями самопровозглашенной республики Абхазия «националы» предлагают ответить решительными мерами. По словам депутата от «Нацдвижения» Акакия Минашвили, конструктивный диалог с Москвой не то что бесполезен, а вообще невозможен:
«В резолюции (проекте) очень четко определена правильная позиция по отношению к России. Вообще, мы давно говорим о том, что, исходя из поведения и ментальности Путина, нашим властям необходимо менять подход. Потому наш проект резолюции, помимо всего прочего, призывает руководство страны присоединиться к международным санкциям против России. Когда российские власти видят, что кто-то идет на уступки, они проявляют еще больше агрессии», – резюмировал Минашвили.
Кроме того, по его словам, проект резолюции предусматривает упразднение переговорного формата Абашидзе-Карасин (регулярные встречи спецпредставителя премьер-министра Грузии и замминистра иностранных дел России).
Что касается проекта резолюции, который готовит парламентское большинство, то его детали пока неизвестны. Члены правящей коалиции говорят лишь о том, что их проект будет жестким, но в то же время взвешенным. Ничего не говорят в «Грузинской мечте» и о предложении упразднить встречи между Зурабом Абашидзе и Григорием Карасиным. Такое молчание уже породило в Грузии некоторые вопросы о будущем этого формата. Масла в огонь подлила министр иностранных дел Тамар Беручашвили. Она не исключила пересмотра прежних и создания новых международных форматов, которые помогут, по ее словам, опротестовать действия России. В итоге комментарий для журналистов пришлось делать самому Зурабу Абашидзе:
«У нас (у Грузии и России) нет дипломатических отношений, нет посольств. Потому коммуникационный канал между двумя соседними странами в какой-либо форме все же должен существовать, каким бы сложным это ни было. Это нам советуют и наши западные партнеры. Окончательное решение (об упразднении формата) – за правительством и премьер-министром», – двусмысленно заключил дипломат.
Эксперт по вопросам Кавказа, лидер движения «Конфедерация народов Кавказа» Заал Касрелишвили сомневается, что рекомендация об упразднении формата Абашидзе-Карасин останется в итоговом проекте резолюции. По мнению Касрелишвили, такой шаг может усугубить ситуацию.
«Формат Абашидзе-Карасин изначально был хорошим. Такой диалог все же позитивно сказывался на положении дел в сельском хозяйстве и экономике. Но в нынешней ситуации, когда нашу территорию рвут по частям, говорить о рынке как минимум неловко. С другой стороны, упразднение этих встреч, боюсь, может нанести вред стране, точнее, той части населения, которая наладила вывоз продукции в Россию», – говорит Касрелишвили, полагая, что отказ от формата может привести к ответным действиям со стороны Москвы – созданию проблем в торговых отношениях.
Сомневается эксперт и в том, что Тбилиси присоединится к международным санкциям, так как у Грузии, по словам Касрелишвили, нет рычагов, которые могли бы больно ударить по России.
Точная дата голосования по принятию итогового проекта резолюции неизвестна, но некоторые депутаты полагают, что процедура состоится, скорее всего, в начале следующей недели. Что касается уже готового варианта резолюции «Нацдвижения», то его рассмотрят в ближайшие дни.