Сегодня в конференц-зале сухумского отеля «Атриум-Виктория» состоялась Третья страновая конференция русских общин российских соотечественников Республики Абхазия. Прежде всего, поясню для тех, кто не знаком с термином «страновая» (ударение на предпоследнем слоге). Это от слова «страна», и так называют форумы представителей русских диаспор в зарубежных для России странах.
Первая такая конференция прошла в Абхазии два с лишним года назад, и ей предшествовал скандал. Ряд руководителей русских организаций – Геннадий Никитченко, Леонид Заводчиков, Сергей Пигарь и другие – дали пресс-конференцию, на которой заявили, что их «оттерли» от работы в оргкомитете по проведению конференции и большинство их решило на нее не идти. Прискорбный факт: хотя численность русского населения в Абхазии по сравнению с довоенным временем уменьшилась примерно втрое, количество организаций, представляющих это население, постоянно росло, и многие из них находятся в состоянии перманентной конфронтации друг с другом.
После Первой страновой конференции оформился таким образом раздел русских организаций на лояльные, представленные в Координационном совете русских общин, который дважды возглавлял вице-премьер правительства республики Александр Страничкин, и нелояльные, представители которых не уставали возмущаться тем, как это высокое должностное лицо может возглавлять общественную организацию. В октябре этого года, после того как к власти в Абхазии пришла новая политическая команда, Александр Страничкин на заседании Координационного совета русских общин сложил с себя полномочия председателя КС, и его временно возглавил руководитель одной из гагрских общин Игорь Лищенко. Он и открыл сегодня конференцию:
«Зарегистрировано делегатов на нашу конференцию 73. Присутствует 64. Мы правомочны начать нашу работу».
С приветствием к делегатам и гостям конференции обратился вице-президент Абхазии Виталий Габния. Говорил, как это он умеет, не шаблонно, и главной его мыслью было то, что надо, наконец, объединяться всем русским организациям, и тут не обойтись без сильного лидера, который смог бы повести за собой всех. С приветствиями выступили также чрезвычайный и полномочный посол России в Абхазии Семен Григорьев и недавно возглавивший абхазское отделение Россотрудничества Сергей Федченко.
Все они, а также выступивший затем с докладом о работе, проделанной Координационным советом за отчетный период, Игорь Лищенко, подчеркивали важность подписанного на этой неделе в Сочи договора между Абхазией и Российской Федерацией о союзничестве и стратегическом партнерстве и говорили о том вкладе, который должна внести русская диаспора Абхазии в укрепление и развитие сотрудничества двух стран. И в их выступлениях, и в выступлениях последующих ораторов не раз звучали призывы к объединению всех «конкурирующих» и «вставляющих друг другу палки в колеса» русских общественных организаций. И параллельно этому пошли перепалки.
Думаю, что выступивший с информацией о работе Центра правовой поддержки российских соотечественников бывший парламентарий Виктор Васильев элементарно подставился, когда, говоря о полученном его организацией из Москвы гранте, сказал: «Сумма небольшая, так что ее даже и называть не стоит». И это вызвало естественный вопрос выступившего первым в прениях председателя ассоциации правовой поддержки российских соотечественников Владимира Попова: что, мол, за военная тайна такая? Васильев, отвечая с места, зачем-то заюлил: «Я отчитываюсь только перед Координационным советом» – «А я – член Координационного совета». Наконец сумма была названа – 631 тысяча рублей, из них 347 тысяч возвращены как неосвоенные.
Но главным возмутителем спокойствия сегодня стал не Попов и даже не руководитель организации «Русская диаспора», житель Гудауты и не делегат, а гость конференции Леонид Заводчиков, который в пух и прах раскритиковал отчетный доклад, а Анатолий Глазков, руководитель организации «Катюша». Размахивая заявлениями руководителей русских организаций, не входящих в КС, но подавших заявления о вступлении, он сказал, что Лищенко их почему-то упорно не хочет принимать, и внес кардинальное предложение: полностью обновить состав КС.
Однако, когда дело дошло до выборов КС, Виктор Кондаков из Гагры, который вел конференцию, зачитал список из 15 человек, в котором были все те же фамилии, что в прежнем составе, только вместо двух выбывших, включая Страничкина, фигурировали Васильев и председатель русской общины Очамчырского и Гальского районов Валерия Макрицкая. Снова забурлили страсти.
Разрулить ситуацию удалось Семену Григорьеву, который предложил, что, поскольку членов КС можно избирать только из имеющих мандаты делегатов конференции, избрать сегодня его из тех, чьи фамилии предложены, а потом создать рабочую группу, включив в нее и руководителей общин, не входящих в совет, и договориться о расширении его за счет новых членов. На том и порешили.
На первом заседании нового (старого) КС его председателем избрали того же Игоря Лищенко.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия