Возможное назначение бывших грузинских чиновников в новый состав кабинета министров Украины станет неприятным жестом в отношении действующих властей Грузии. Так в Тбилиси отреагировали на то, что в список кандидатов попали некоторые грузинские функционеры, занимавшие должности при прежней власти. В Тбилиси не исключили, что подобный шаг может сказаться на отношениях двух стран.
Новость о возможном назначении грузинских экс-чиновников на высокие посты в Украине неприятно удивила официальный Тбилиси. Речь идет о политиках, которых на родине, в Грузии, обвиняют в совершении тех или иных преступлений. Это экс-президент Михаил Саакашвили и бывший министр юстиции Зураб Адеишвили. Последний и вовсе разыскивается по линии Интерпола. И тому и другому в Украине прочат пост главы Антикоррупционного бюро. Правда, информация, которой поделились украинские журналисты, осталась неподтвержденной. Сегодня вице-премьер и министр энергетики Грузии Каха Каладзе заявил, что если кого-либо из них утвердят на должность, то это станет неприятным фактом для Тбилиси:
«Речь идет о людях, которые фактически были сценаристами и основными авторами режима, который сами же создали. Если этих людей утвердят на официальные посты, то это будет болезненным для нас, для нашей страны, так как мы считаем Украину дружественным государством. Будет как-то неловко видеть среди украинской власти людей, которые сегодня находятся в розыске», – сказал Каладзе.
Его коллега министр здравоохранения Давид Сергеенко был более категоричен, отметив, что подобные решения могут негативно сказаться на отношениях двух стран.
Депутат парламента от оппозиционного «Единого национального движения», бывший министр здравоохранения Зураб Чиаберашвили заявления о возможном ухудшении грузино-украинских отношений называет необдуманными:
«Те, кто это говорит, не имеют никакого представления о структуре внешней торговли Грузии. А если знают, то, значит, намеренно обманывают грузинский народ. Украинский рынок для Грузии намного важнее российского, он более прогнозируем, и это знают наши чиновники. В отличие от России, Украина не будет беспричинно закрывать свой рынок. Не закроет и в ответ на такие, скажу прямо, идиотские заявления со стороны нынешнего правительства Грузии», – возмущался Чиаберашвили.
Между тем не исключено, что в Тбилиси поспешили с категоричными оценками. Министр иностранных дел Тамар Беручашвили назвала разговоры о возможном назначении Саакашвили и Адеишвили ничем не подтвержденными:
«Много всякой информации, спекуляций, слухов вокруг этой темы. Самое плохое тут то, что в сегодняшнем контексте такие разговоры привносят некий негатив. Известно, что запланирован официальный визит премьер-министра Ираклия Гарибашвили в Украину, который состоится в ближайшее время. Неделю назад мы уже провели консультации с украинским МИДом», – дипломатично заявила Беручашвили.
Сам Михаил Саакашвили о возможном назначении на должность главы Антикоррупционного бюро ничего не говорит. По его словам, он отказался от предложения занять пост вице-премьера Украины. Саакашвили заявил, что хочет сохранить грузинское гражданство, от которого будет вынужден отказаться, если вступит в должность (по законодательству Украины занять государственный пост могут только граждане страны). Бывший глава государства не стал скрывать, что грузинский паспорт ему еще пригодится, так как, по его словам, много чего предстоит сделать и исправить в Грузии.
Кроме Саакашвили и Адеишвили высокие должности в украинском руководстве прочат еще двум бывшим грузинским чиновникам. Например, экс-главе МВД Эке Згуладзе, которая недолго исполняла обязанности министра после отставки Бачо Ахалая, последовавшей за тюремным скандалом в 2012 году. Она, возможно, займет кресло первого заместителя главы министра внутренних дел. Еще одна востребованная фигура – экс-министр здравоохранения и бывший ректор Тбилисского государственного университета Александр Квиташвили. Его кандидатуру внесли на рассмотрение в парламент на должность министра здравоохранения Украины. Сегодня стало известно, что президент Петр Порошенко уже присвоил Квиташвили украинское гражданство.