Из Чечни... Что и говорить.
Новости из Чечни оказались неожиданностью – по крайней мере для журналистов.
Вопросы задавали обычные – те же, что и год, и два, и три года назад: «Как? Как это могло случиться среди благодати и благорастворения?»
Как будто и год, и два, и пять лет назад не случалось нечто подобного.
Год назад – взрывы в Волгограде – на пятнадцатом году «контртеррористической операции», накануне Олимпиады!
А было ведь – в прошлые годы. И захват смертниками парламентского центра в Грозном. И самоубийственная атака на Центорой, родовое село Кадыровых.
Если вспомнить по-хорошему, не то что бы регулярно, но каждый, кажется, год у местного фундаменталистского подполья хватает сил на в буквальном смысле громкие акции.
Но потом – месяцами – «из Чечни только хорошие новости» вымывали память об этом из сознания журналистов и публики. Отсюда и неожиданность.
Второй вопрос – «Как могли допустить?»
Вот совсем недавно, в октябре, в День города, в день рождения Кадырова Рамзана смертник подорвал себя у рамок металлоискателя вместе с полицейскими.
А ведь этого смертника искали уже несколько месяцев, он был на нелегальном положении. И – не смогли предотвратить...
Только теперь не один боевик, а много. Все-таки – как проморгали? Наверное, не «проморгали». Утечка информации была неизбежна. Однако, похоже, утечка была отчасти преднамеренной: Рамзан Кадыров, говоря о том, что выступление боевиков планировалось на 12 декабря, на День Конституции, похоже, говорил правду. Очень разумный ход, используемый и силовиками, и не только. Утекает дата более поздняя – это расхолаживает противника. А потом – неожиданный визит...
Третье – «Откуда столько?» Ведь боевики заявляли о том, что их сотни...
Сотни боевиков были в июне 2004-го в Ингушетии. Сотни боевиков были в октябре 2005-го в Нальчике. Но то были времена Шамиля Басаева. С тех пор такого уже не было. Кто видел этих четырехсот в Грозном?..
Ну и последнее. Рамзан Кадыров заявил, что дома боевиков будут разрушать, а семьи – выселять из Чечни. В Гудермесе уже сожжен один дом.
Я не говорю о законности, о правах человека.
Только позволю себе напомнить: дома боевиков в Чечне разрушают по крайней мере с 2008-го. Об этом тогда еще Наталья Эстемирова писала. И что, помог сей жесткий метод?
Так что сказанное Кадыровым – даже не «новость».
Из Чечни... Да что говорить.