На Украине происходят неожиданные вещи. Лидеры этой страны решили сформировать кабинет министров примерно так, как сейчас делают футбольные команды: смешивая собственных игроков с приглашенными «звездами». Такого прецедента во всемирной практике я вспомнить не смог.
В число «легионеров» попали и представители предыдущего грузинского правительства. Мы пока точно не знаем, сколько из них займут официальные посты, но очевидно, что украинцы приняли решение не просто использовать грузинский опыт радикальных реформ, но сделать это через назначение на правительственные должности людей, которые эти реформы непосредственно проводили.
Мне не хватает компетенции, чтобы оценивать столь нестандартное решение украинских властей. Предположительно, его можно связать с низким уровнем легитимности украинского политического класса. Как стало ясно на Майдане, народ там не слишком доверяет собственным политикам, какой бы идеологии они не придерживались. Видимо, появилась идея подзанять легитимности у дружественных наций, правительствам которых удалось достичь реальных успехов у себя дома.
В любом случае проект крайне рискованный как для украинцев, так и для политических «легионеров». Безболезненных и популярных реформ в такой сложной стране быть не может. Политический контекст радикально отличается от Грузии десяти лет назад, когда были проведены самые важные реформы, и идея переноса грузинского опыта в украинскую реальность проблематична. Успеха можно достичь, лишь если действовать жестко и быстро, но именно это увеличивает политический риск. Реформаторов будут бить в любом случае – как раз команда Саакашвили знает это очень хорошо. Иностранцам стать козлом отпущения особенно легко.
Тем не менее грузинские политики правы, что согласились. Моральная цена отказа была бы выше, чем потери от возможной неудачи. Несмотря на огромное количество различий, судьбы Украины и Грузии оказались объективно переплетены, а на Украине сейчас происходит новое рождение нации и государства. Отказывать в такой момент нельзя.
В самой неудобной позиции оказалось сегодняшнее грузинское руководство. Те самые люди, которых оно называет «преступниками» или как минимум «пособниками и сообщниками преступников», вдруг оказались официальными лицами украинского правительства. Вполне возможен вариант, когда при двусторонних контактах или на международных форумах придется встречаться с ними, как с равными. Причиной особых волнений стали слухи о том, что правительственный пост может получить Зураб Адеишвили, которого Грузия «ищет» как опасного преступника.
Сразу стали появляться высказывания правительственных политиков, что подобные назначения могут негативно сказаться на отношениях между двумя странами. Распространились известия, что лидеры Грузии пытаются отговорить украинцев от использования «криминал-реформаторов». Самый главный гуру по международным отношениям в парламентской фракции «Мечты» Тедо Джапаридзе назвал происходящее «дипломатическим провалом». Премьер-министр Ираклий Гарибашвили вдруг заявил, что срочно хочет поехать с официальным визитом в Киев, хотя до того к украинскому направлению интереса не проявлял и был за это – на мой взгляд, совершенно справедливо – многократно раскритикован.
Этими заявлениями и действиями представители «Мечты» поставили себя в еще более смешное положение. Стержень политической легитимности правительства состоит в том, что оно избавило страну от «кровавой диктатуры» «националов» – больше хвалиться нечем. А тут оказывается, что именно эта команда провела самые успешные реформы на постсоветском пространстве (не считая, конечно, прибалтов, но их «постсоветским пространством» давно не считают). Обвинения в преступном характере режима Саакашвили украинцы просто не приняли всерьез. Обидно, конечно, но было бы гораздо разумнее помалкивать или, если не получается, отделываться общими туманными фразами.
Первым опомнился самый влиятельный гражданин страны Бидзина Иванишвили. Он сказал, что ничего страшного не происходит и даже иронически пожелал «легионерам» успеха: мол, здесь ни на что не годились, но, может быть, что-то получится на Украине. «Мечта» сразу коллективно перевернула пластинку и стала в различных вариациях повторять слова лидера.
Все это было бы смешно, если бы дело не касалось Украины, которую сам Бог определил в стратегические партнеры Грузии. Даже исходя из чисто прагматических соображений, необходимо быть ближе к ней в момент, когда она оказалась в центре внимания Запада. Но правительство еще раз показало, что для него ненависть к предшественникам намного перевешивает национальные интересы.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции