Accessibility links

Соцсети на стороне Навального?


Братья Навальные в Замоскворецком суде Москвы
Братья Навальные в Замоскворецком суде Москвы

В понедельник СМИ со ссылкой на источники телеканала "Дождь" cообщили, что Facebook и Twitter отказались от дальнейшей блокировки страниц сторонников оппозиционера Навального. По словам собеседников телеканала, "корпорации, контролирующие обе социальных сети, понимают, что в ответ им грозит блокировка на территории всей России". Источники утверждают, что компании готовы к такому развитию событий. Официально ни одна из них эту информацию пока не подтвердила.

Все минувшие выходные одной из главных тем обсуждения в России была блокировка социальной сетью Facebook страницы, созданной сторонниками оппозиционера Алексея Навального для координации так называемого "народного схода" в его поддержку, запланированного на 15 января – день, когда в Москве суд огласит Навальному приговор по делу о хищениях в компании "Ив Роше". В пятницу представители прокуратуры попросили Замоскворецкий суд Москвы приговорить оппозиционного активиста к 10-летнему сроку лишения свободы, а его брата Олега – к 8 годам. Гособвинение заявило, что считает вину подсудимых полностью доказанной. Защита настаивает на оправдательном приговоре, считает дело сфабрикованным и политически мотивированным.

Вскоре после оглашения требования прокуроров о 10-летнем тюремном сроке сторонники Навального решили, что должны выйти на улицы Москвы в день оглашения приговора – как это было 18 июля прошлого года после приговора оппозиционеру по делу "Кировлеса". Тогда массовая акция в центре российской столицы привела к освобождению Навального из-под стражи и замене ему срока на условный. В ночь с пятницы на субботу соратник Навального Леонид Волков, живущий в эмиграции в Европе, создал в Facebook группу, посвященную предстоящей акции, однако вскоре она была заблокирована для пользователей из России. Представители Роскомнадзора заявили, что это было сделано по их требованию, которое ведомство, в свою очередь, получило от Генпрокуратуры.

Сторонники Навального и многие наблюдатели – например, бывший посол США в России Майкл Макфолл – обвинили "Фейсбук" в цензуре, а представитель социальной сети заявил в интервью газете "Вашингтон пост", что компания "расследует этот случай". Вскоре была создана еще одна группа в поддержку "народного схода" 15 января, она пока не закрыта администрацией социальной сети от российских пользователей.

О том, как возможная блокировка Facebook отразится на активности оппозиционно настроенных россиян, рассуждает гражданский активист, один из сторонников Алексея Навального Илья Файбисович:

Илья Файбисович
Илья Файбисович

– Мне кажется, что мы наблюдаем очень важное явление. Раньше, начиная с этих митингов 3-летней давности на Чистых прудах, на Болотной площади, Facebook был важен. Тогда отключение такой страницы было бы очень чувствительным, потому что для большого числа людей, которые впервые пришли в таком количестве, это было бы неожиданно, возможно, немножко страшно.

Они идут туда не за Алексея Навального, а за себя

Просто никто не знал, что делать. Сейчас все примерно понимают. Самое удивительное в этой истории, что благодаря действиям Роскомнадзора желающих принять участие в акции становится все больше. Уже нет этого элемента доверия или недоверия к организаторам. Потому что организатор – народ РФ. Вот это удивительное свойство того, что мы сейчас наблюдаем. Вот эти люди, которые сейчас записываются, они записываются под свою ответственность, не говоря, что их привел туда Леонид Волков или Алексей Навальный. Они идут туда не за Алексея Навального, а за себя, – считает Илья Файбисович.

О "народном сходе" в поддержку братьев Навальных говорит сотрудница НО "Фонд борьбы с коррупцией" Алексея Навального Любовь Соболь:

– Сейчас множество людей – не обязательно сторонников Навального, кооперируются и пытаются сделать все возможное, чтобы не был вынесен приговор в виде 10 лет заключения для оппозиционного политика. Как дальше будут развиваться события, пока непонятно, но в настоящий момент динамика положительная, число людей, которые говорят, что они обязательно придут на сход, постоянно растет. Если на акцию записалось 20 тысяч человек, то придет в несколько раз больше.

Если на акцию записалось 20 тысяч человек, то придет в несколько раз больше

Этот приговор будет уже трудно отыграть назад. Самое логичное – выйти на улицу и сказать свое веское "нет" тому беспределу, который творят власти в отношении Навального. Что касается возможной блокировки Facebook и Twitter – если у власти хватит на это мозгов, то на улицу выйдут гораздо больше людей. Кроме того, вспомните недавние протесты в Гонконге – люди коммуницировались там без интернета и сотовой связи при помощи программы FireChat, –напоминает Любовь Соболь.

О том, какими могут быть действия российских властей в ответ на отказ Facebook и Twitter блокировать сторонников Алексея Навального, рассуждает блогер и интернет-аналитик Антон Носик:

Антон Носик
Антон Носик

– Из всего, что произошло за последние сутки, меня удивило только, что Facebook ломанулся исполнять предписание о блокировании, потому что это немыслимо, это невозможно. Да, теоретически в пользовательском соглашении Facebook написано, что, работая в разных странах, он соблюдает местное законодательство. Но в Саудовской Аравии, например, положена смертная казнь за богохульство и непочтительное отношение к Аллаху, а в исламской республике Иран – за гомосексуализм. Это тоже законы, которые сотрудники Facebook в Калифорнии готовы исполнять? Мне так не кажется. Мне кажется, что все-таки Twitter, получивший точно такие же предписания, написал пользователям, что они советуются со своими юристами. Что скажут им юристы, было понятно заранее – никаких правовых оснований блокировать эти твиты, эти посты, эти сообщества в российском законе нет. Их нет и не может быть.

Никаких правовых оснований блокировать эти твиты, эти посты, эти сообщества в российском законе нет. Их нет и не может быть

Чтобы митинг стал несанкционированным, власти должны предъявить мотивированные возражения на его проведение. Власти не могут предъявить таких возражений по закону до 1 января, потому что до 1 января невозможно подать уведомление о чем-то, что будет проводиться 15 января. По российскому закону называть любые общественные массовые собрания, которые назначены на 15 января, несанкционированными – это бред. Здесь применима и действует российская Конституция, которая гарантирует нам всем право собираться мирно и без оружия и описывает уведомительный порядок согласования акций с властями. Вот это то, что в российском законе. Facebook не соблюдал российский закон. Facebook поторопился соучаствовать в его нарушении.

–​ Что будет дальше с Facebook, Twitter и российским интернетом в принципе? Вы как-то уже предсказывали его возможное закрытие...

– Пока мяч находится на стороне поля российских властей. Но российская власть неоднородна. Мы, очевидно, до сих пор видели действия той части наших силовых структур, которым, в общем-то, закрыть интернет не представляется никакой проблемы. С заявлениями о том, что интернет в России надо заблокировать и закрыть, заместители Генерального прокурора России высказывались еще в нулевые годы. Есть у нас во власти и другие силы, которым закрытие и запрет интернета представляется неким ненужным раскачиванием лодки и неуместным конфликтом с 72 миллионами российских пользователей.

–​ И какая сила победит в ближайшее время, как вам кажется?

– Этот прогноз я делать не могу, я не являюсь кремлевским инсайдером, я не являюсь инсайдером в силовых структурах, во власти. В данный момент что видно? Во власти есть какая-то часть абсолютных отморозков. И они солировали в минувшие выходные, ведя себя как мубарековские службы безопасности в худшие дни. Теперь их либо одернут, либо похлопают по плечу. Либо им скажут – продолжайте в том же духе и готовьтесь в ближайшие 72 часа к отключению Twitter и Facebook в России, либо им скажут – ребята, а вам не кажется, что вы усугубляете ситуацию? Вам не кажется, что превращая суд над Навальным в большую проблему для 72 миллионов пользователей интернета, вы не очень способствуете спокойствию в обществе? Этот вопрос им могут задать люди, у которых ставки повыше, – полагает Антон Носик.

XS
SM
MD
LG