На прошлой неделе президент Азербайджана Ильхам Алиев совершил государственный визит в Турцию, который обе стороны назвали «очень важным историческим событием». «Визит стал очень важным шагом с точки зрения церемонии встречи президента, переговоров, их содержания, достигнутых результатов, поставленных задач и сотрудничества между Азербайджаном и Турцией до 2020 года, а также по определению перспектив развития на последующие годы», – заявил после завершения визита Ильхама Алиева заместитель главы администрации президента Азербайджана, заведующий отделом по внешним связям Новруз Мамедов.
Со своей стороны, президенты Азербайджана и Турции отметили, что сегодня на международной арене невозможно найти другого примера таких близких отношений между государствами.
Особое внимание было уделено энергетическому сектору, экономическому сотрудничеству, торговле, туризму, определенным инфраструктурным проектам, спорту, культуре, науке, а также сотрудничеству в оборонной сфере.
Президент Азербайджана вновь обратил внимание на важность вопроса, связанного с Нагорным Карабахом, и заинтересованность его страны в скорейшем разрешении конфликта.
Ильхам Алиев: «Как вы знаете, территория, которая международным сообществом признается азербайджанской, находится под оккупацией. Несмотря на то, что ООН принял четыре резолюции, по которым армянские оккупационные силы должны покинуть Нагорный Карабах, эти резолюции не выполняются. Это показывает, что Армения не хочет мира. И, к сожалению, Минская группа тоже в этом вопросе никаких результатов не достигла».
Страны договорились продолжить встречи на высоком уровне в этом году, и Турция как страна, принимающая саммит G-20, пригласила Азербайджан принять в нем участие. Существует правило, когда страна, проводящая этот саммит, вправе пригласить на него любую страну по своему усмотрению.
Эксперты отмечают, что это отличная возможность для Азербайджана для встреч с лидерами двадцатки.
Об этом рассуждает бывший посол Азербайджана в России Хикмет Хаджизаде.
Хикмет Хаджизаде: Если главе Азербайджана будет предоставлено слово, то он будет рассказывать о своих национальных интересах. Вообще, там были возможности выступить официально и встретиться с глазу на глаз с мировыми лидерами. Наверное, он будет говорить о Карабахе, о стратегической важности Азербайджана, о том курсе своей стратегии, которую он выбрал, что мы – мусульманская страна, но мы в то же время светская страна, мы важны стратегически, т.к. находимся на перекрестке Севера и Юга, Юга и Востока. Возможно, он будет жаловаться на то, что его неоправданно обвиняют в диктаторских приемах, нарушениях прав человека.
Амина Умарова: После Нового года сразу же наступило похолодание в отношениях между Азербайджаном и Соединенными Штатами. Как вы думаете, если к тому времени не будут предприняты какие-то шаги, то с какими планами может выступить или что может предложить Азербайджан для налаживания отношений, потому что все-таки администрация Ильхама Алиева отмечает, что им стратегически и политически очень важны отношения с Соединенными Штатами.
Хикмет Хаджизаде: Похолодание в отношениях – это не очень точное выражение, оно, в общем-то, не отражает того, что происходит. Отношения между такими странами имеют три ипостаси: стратегические взаимоотношения, экономические или бизнес-взаимоотношения и права человека. Конечно, в области прав человека Ильхам Алиев нарушил очень многое, но, с его точки зрения, в стратегических и экономических отношениях он остается верен своему слову и продолжает сотрудничать. Поэтому его обращение к Западу таковое: «Я же все вам дал, мои аэропорты в вашем распоряжении, мои трубы и т.д. Зачем вы мне про права человека долдоните? Надо эту тему свернуть, а в остальном мы будем сотрудничать. Пока угроз стратегическим отношениям между Западом и Азербайджаном нет. Во всяком случае, я про них ничего не знаю». Это и есть стратегический курс нынешнего президента: «в первых двух вопросах продолжать сотрудничество, а третий свернуть. Почему я сворачиваю? – да потому, что это угрожает моему пребыванию у власти». Вот такой будет разговор, если уж на то пошло. Если будет откровенный разговор, то он будет такой.
Амина Умарова: А как повлияет падение цен на нефть на экономику Азербайджана?
Хикмет Хаджизаде: Обязательно повлияет, и влияние уже началось. Бюджет стал испытывать затруднения, начался всеобщий рост цен, сокращаются социальные программы, замораживаются какие-то глобальные строительные проекты. Хотя это только начало, но это уже в Азербайджане заметно.
Амина Умарова: Можно ли провести такую параллель: говорят, что Россия сидит на нефтяной игле, можно ли то же самое применить к Азербайджану?
Хикмет Хаджизаде: В еще большей мере можно это применить. 94% азербайджанского экспорта составляют нефть и нефтепродукты. Россия хотя бы оружие продает или спутники запускает, а у нас никакого производства нет, кроме нефти. Мы еще в большей мере сидим на игле, чем Россия, но, в отличие от России, наша экономика и финансовая система находятся в примитивном состоянии – у нас нет бирж, акций, разницы в котировках и т.д., поэтому обрушиться пока нечему, в отличие от России, где падают акции и тому подобное. У нас этого нет, и это как бы спасает, но мы еще в худшем положении на самом деле.
Амина Умарова: А в каком состоянии инвестиционные программы?
Хикмет Хаджизаде: Они все будут затормаживаться и замораживаться, начались сокращения сотрудников в нефтедобывающей отрасли, в главных нефтяных компаниях. В общем, мы чувствуем, что надвигаются тяжелые времена, и уже они начались.