В Грузии сменился министр внутренних дел. Не сказать, чтобы это было так уж неожиданно. Помимо профнепригодности, 29-летний Александр Чикаидзе запомнился и вопиющей необразованностью. Кроме всего прочего, он навсегда останется в истории Грузии как деятель, считавший, что «Талибан» – это имя человека, а не название организации. Понятно, что министр внутренних дел вовсе не обязан быть эрудитом, но ведь от него никто и не требовал знать, к примеру, детали идеологического спора между ИГИШ и Джебхат-ан-Нусра или конфликта между шиитами и суннитами. Прожить 29 лет в глобализированном мире и ничего не знать о «Талибане», – это чересчур даже для главы МВД.
Но это вполне разумное решение было несколько омрачено тем, что новый министр был избран так же, как и прошлый, по принципу личной преданности Бидзине, который даже не занимает никакого поста... Новый министр Вахтанг Гомелаури был начальником его охраны.
Почему, что за напасть такая? Почему если кого-то назначать, то обязательно кого-то из своих шестерок? Что, остальные вымерли? Тем более что прошедшие два года наглядно показали: кадры Верховного Гуру из рук вон плохие – от глав сельсоветов до совершенно бесполезного премьер-министра. Причем что интересно: время от времени до него доходят слухи об их недостойном поведении, он их с треском прогоняет, а потом приводит точно таких же...
Вообще, Бидзина Иванишвили – это главное разочарование Грузии. Как минимум все предполагали, что он – выдающийся менеджер, который, «раз заработал шесть миллиардов для себя, значит, сможет и для страны». Но, увы, ничем выдающимся Верховный Гуру себя не проявил, и первая претензия к нему как раз в кадровой политике.
Если посмотреть подобранную им команду, то становится очевидным, что преобладают два критерия подбора кадров. Первый – это, как уже было сказано, личная преданность. Второй – «увидел по телику». Людей, которые были бы компетентны в своем деле, не были его личными кадрами и не торчали целыми днями на экранах ТВ, – почти нет. Если учесть, что в наших широтах личная преданность редко пересекается с принципиальностью, а в ящике постоянно тусуются, как правило, красноречивые бездельники, – результат налицо.
Не хочу показаться самым умным, но с первого дня появления Бидзины Иванишвили совершенно точно знал, что менеджер из него никакой. Причиной этого была не моя особая прозорливость, а то, что я, будучи журналистом, хорошо знал, что происходило в контролируемом им «9-м канале».
На первый взгляд, вроде бы разные вещи, но на самом деле – как там говорила директрисса из «Москва слезам не верит»? «Главное – уметь управлять, а тогда – неважно, будет 20 человек или 2000». По уровню менеджмента телекомпании «9-й канал» вполне можно было судить, каков уровень управленческого таланта и эффективность кадровой политика самого богатого из грузин.
Менеджмент в «9-м канале» был вопиюще некомпетентным – во главе компании всегда стояли какие-то случайные люди, которые занимались тем, что разворовывали деньги Бидзины, там постоянно кипели глупые интриги, все подсиживали друг друга, топ-менеджмент сражался за лидирующее место в ближнем кругу миллиардера. Ситуация там была намного хуже, чем в остальных грузинских СМИ, которые также не отличались эффективностью управления.
И что самое главное: «9-й канал» удивительно напоминал сегодняшнюю «мечтательскую» Грузию. «9-й канал» не был плохим – но и хорошим назвать его язык не поворачивался. Он не был ни проправительственным, ни оппозиционным, не был ни серьезным, ни желтым, ни пророссийским, ни прозападным, ни объективным, ни пристрастным... Все его ведущие телефейсы были аккуратно причесаны, хорошо одеты, но не могли удержать аудиторию у экрана больше чем на пять минут. Они не были ни умными, ни дураками, ни провластными, ни оппозиционными...
Если сегодня меня спросят, чем запомнился мне «9-й канал», то не смогу вспомнить о нем ничего, стоящего внимания. Он не запомнился ничем, и был просто никаким.
Поменяйте слово «9-й канал» на слово «Грузия», – и никто не увидит разницы. В грузинской кухне есть такая закуска – маринованная зелень, которая по-грузински называется «джонджоли». Иногда про отдельных, совсем уж невзрачных людей говорят, что «он – человек, похожий на джонджоли». То есть когда он есть, то его видят, когда нет – и не вспомнят.
Сегодня в Грузии власть ни хорошая и ни плохая. Нет ни явного прогресса, ни вопиющего регресса. Не западная демократия, но и не российский Левиафан. Жить можно, но процветать сложно. От голода не умрешь, но о самореализации даже не думай. Сегодня Грузия не пророссийская и не прозападная, страна, застрявшая между «национальным» модернизационным авторитаризмом и «мечтательским» демократическим ничегонеделанием. Ни рыба ни мясо...
Период Саакашвили войдет в историю как эпоха волнений, гигантских задумок, больших достижений и больших преступлений, период, когда «лес рубят – щепки летят». Период Бидзины Иванишвили войдет в историю одним маленьким абзацем: «В сентября 2012 года ЕНД ушло из власти, в 2020-м такая-то партия победила в выборах. В период между этими событиями страной управляла коалиция «Грузинская мечта». Вот, собственно, и все, что можно сказать... «Мечтателей» даже ненавидеть не будут по-настоящему – не за что. Как и любить...
Сегодня вся страна – это «9-й канал», обильно посыпанный джонджоли. «Девятая Грузия».
Впрочем, можно взглянуть на это и с другого угла: когда смотрю на Украину, события на Ближнем Востоке, в Сирии, то могу сказать – могло быть и хуже... В конце концов, «9-й канал» был вполне приличной телекомпанией, а джонджоли – далеко не самая худшая еда...
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции