Соединенные Штаты положительно оценили достигнутые в Минске договоренности, назвав их "потенциально важным шагом", но одновременно высказали беспокойство по поводу продолжающихся боевых действий на востоке Украины. При этом многие эксперты также отмечают очевидные "дефекты" подписанных соглашений.
"Все стороны обязаны проявлять сдержанность перед тем, как в воскресенье вступит в силу перемирие, включая немедленное прекращение атак со стороны России и сепаратистов на Дебальцево и другие населенные пункты, расположенные за пределами зон с особым статусом, на которые согласился Киев", заявил государственный секретарь Джон Керри.
Речь идет лишь о возможном снятии санкций за дестабилизацию востока Украины, а не за аннексию Крыма
Шеф американской дипломатии выразил согласие с мнением канцлера Германии Ангелы Меркель, что с России могут быть сняты санкции, но только если последние Минские договоренности будут соблюдаться. Госдепартамент подчеркивает, что речь идет лишь о возможном снятии санкций за дестабилизацию востока Украины, а не за аннексию Крыма. Соединенные Штаты полностью поддерживают Францию, Германию, Евросоюз, которые декларируют готовность ответить на нарушения соглашений новыми штрафными мерами.
В четверг поступили сообщения о новых боях на востоке Украины. Им, как сообщалось в СМИ, предшествовал переход границы со стороны России пятидесяти танков, бронетранспортеров и ракетных установок.
Россия сохраняет на практике возможность вмешиваться политически в дела своего соседа
Все ведущие американские средства массовой информации откликнулись на Минские договоренности. Их серьезным дефектом, по мнению The New York Times, является непрописанность крайних сроков вывода иностранных войск с украинской территории. А также то, что возвращение Украине контроля над границей с Россией отодвинуто в далекое будущее, и обусловлено мучительными конституционными реформами. Тем временем, Россия сохраняет на практике возможность вмешиваться политически в дела своего соседа в преддверии местных выборов в зонах с особым статусом и продолжать военные поставки мятежникам.
The Associated Press обращает внимание на то, что к рассмотрению вопроса о предоставлении летальных вооружений Украине администрация Обамы, вероятно, не вернется до того, как у нее исчезнут все надежды на соблюдение Россией ключевых положений документов по линии Минск-2.
То, что выборы в особых зонах пройдут в соответствии с украинскими законами, ничего не значит
"Бомбой замедленного действия, которую Россия может детонировать в любой удобной для себя момент" называет Минск -2 информационная служба Bloomberg. И Россия уже продемонстрировала своим партнерам, кто может послужить взрывателем – лидеры самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Оба присутствовали в Минске, но в переговорах не участвовали. И всего за час до обнародования соглашений сделали вид, что не одобрят их. То, что выборы в особых зонах пройдут в соответствии с украинскими законами, ничего не значит, поскольку контролируют их вооруженные отряды сепаратистов, подчеркивает обозреватель Bloomberg.
Позиция редколлегии газеты The Wall Street Journal, близкой к деловым кругам, исполнена глубого пессимизма. "Россия и ее ставленники на Украине последовательно и успешно нарушали прошлогодний протокол, заключенный в Минске. Так почему бы сейчас им не согласиться на новое перемирие, закрепить свои военные победы, вырвать дополнительные политические уступки у Киева и отсрочить ужесточение западных санкций? А также дать Бараку Обаме повод не поставлять оборонительное оружие украинской армии, плохо оснащенной и деморализованной?". Wall Street Journal ратует за такие поставки, а также за размещение сил быстрого реагирования НАТО в государствах Балтии, если новое соглашение постигнет та же участь, что и сентябрьский протокол. Но это мнение только части бизнес-элиты Америки.
Американцы плохо понимают, что уже удалось достичь за счет санкций за весьма короткое время
Другую точку зрения озвучил в интервью телеканалу CNBC Роджер Альтман, замминистра финансов в администрации Клинтона, курировавший экономические отношения с правительством Ельцина. "Если Кремль сейчас нарушит то, что было подписано в Минске, то я предлагаю пойти путем ужесточения санкций, нежели поставлять оружие Украине. России есть, что противопоставить нашему летальному оружию, но не экономическому".
"Американцы плохо понимают, что уже удалось достичь за счет санкций за весьма короткое время, – говорит Роджер Альтман. – Мировые рынки капитала отвернулись от России. Рубль потерял половину своей стоимости по отношению к доллару; скорость бегства капитала достигает порядка 150 миллиардов долларов в год; ВВП, вероятно, упадет обвально на 3-4 процента; растет инфляция и безработица. Россия потратила более 130 миллиардов долларов на поддержку курса рубля, и ликвидная часть ее валютных резервов быстро тает. Я уже не говорю о падении цен на нефть. Кстати, себестоимость нефтедобычи в стране очень высокая, и нефтяная индустрия требует постоянной закачки новых инвестиций. На этом фоне угроза расширения санкций выглядит очень грозно".
Если Украина найдет в себе силы программу реализовать, то это станет поворотным пунктом в ее развитии
Параллельно с финансово-экономическими репрессалиями, направленными против России, Соединенные Штаты через международные финансовые организации, такие, как МВФ и Всемирный банк, где их влияние очень высоко, пытаются ослабить экономические рычаги давления Москвы на Киев. По словам высокопоставленных представителей администрации Обамы, экономические и военно-дипломатические шаги должны дополнять друг друга хотя бы потому, что в отсутствие мира Украине будет крайне трудно привлечь необходимые иностранные инвестиции.
Одновременно с Минскими соглашениями было объявлено о предоставлении Украине по линии двусторонней и многосторонней помощи суммарно около 40 миллиардов долларов. "Программа, которую мы имеем в виду", сказала директор Международного валютного фонда Кристин Лагард, "амбициозна и, признаемся честно, достаточно рискованная. Но если Украина найдет в себе силы программу реализовать, то это станет поворотным пунктом в ее развитии". Программа предусматривает перестройку энергетического сектора, комплексные меры борьбы с коррупцией, урезание бюджетных расходов и сокращение госаппарата.